Приставка как часть слова. Приставка

Главная / А. С. Пушкин

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема урока : Приставка – значимая часть слова. Как найти в слове приставку?

Цели урока : 1. Познакомить с приставкой как значимой частью слова;

формировать умения выделять приставки в словах, образовывать

с помощью приставок новые слова; познакомить со значением

приставок.

2. Развивать память, умение выделять главное, проводить анализ,

делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.

3. Воспитывать умение совместной деятельности при работе в па-

рах, прививать любовь к родному языку.

Ход урока:

    Подготовительный этап.

Отгадайте загадку: Перед корнем я стою

Слово новое я создаю

Если только я захочу –

Значение слова я изменю. (Приставка)

Контроль учителя за лексическим значением слов с приставками.

2 ученика выходят к доске . Учитель предлагает одному из них:

Разрезать лист бумаги;

Надрезать лист бумаги;

Вырезать треугольник;

Срезать угол.

Другой ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый ученик (разрезать, надрезать, вырезать, срезать).

Что общего у этих слов?

Слова относятся к одной части речи. Это глаголы, т.к. отвечают на вопрос «что сделать?». Все они имеют одинаковый корень - рез - . Это однокоренные слова.

- Выделите в них корень. А чем различаются эти слова?

- Эти слова отличаются по смыслу (значением).

А какая часть придаёт им разное значение?

- Та, которая стоит перед корнем. Что такое корень?

Эта часть называется ПРИСТАВКОЙ. Именно приставки придают выразительность глаголам. Указывают на интенсивность действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску и приставки имеют разные значения.

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова! Приставки в словах выделяются «домиком»!

Выделите в этих словах приставки и назовите их.

2. Постановка учебной задачи.

Предположите, о какой части слова пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Речь пойдёт о приставке.

Приставок великое множество.

В -, ВО - , ВЫ - , О - , ОБ - , ОБО - , НА - , НАД - , ПО - , ПОД - , ПОДО - ,

ПЕРЕ - , ПРО - , ПРЕД - , ПРИ - , ОТ - , ДО - , ЗА - , С - , СО - , РАС - ,

РАЗ - , ЧЕРЕЗ - , БЕЗ - , ИЗ - .

(Вывешиваются карточки с различными приставками на доску).

На доску вывешивается карточка – помощница:

……………….. - это ……………….. слова, которая

стоит ………………. и служит для………………. .

Что вы уже узнали о приставке?

- Приставка – это (значимая) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Что вы бы ещё хотели узнать о приставке?

- Закрепить знания о приставках;

Учиться образовывать новые слова с помощью приставок;

Как писать приставки;

Узнать, зачем нужна приставка в русском языке и какое значение имеют приставки.

    Этап закрепления.

(Распечатанные слова на доске) –

Образуйте от слов: ПОЛЗ, СВИСТЕЛ, МЫЛ, НЁС, ВЁЗ, ЛЕЗ новые слова с приставками НА - , ЗА - , ПЕРЕ - , ПО - , ОТ - , ПРИ - , В - , ВЫ - , ДО - .

(распечатать приставки).

Из слов, которые вы записали, назовите антонимы. Что это за слова?

- Вполз – выполз, влез – вылез.

Что сделало эти слова антонимами ?

- Приставки.

- Каждая приставка имеет своё лексическое значение. Посмотрите: (распечатать и вывесить слова на доску) : ВБЕЖАТЬ, ВТЕРЕТЬ, ВКОПАТЬ, ВКРУТИТЬ.

Можно ли назвать эти слова однокоренными?

- Нет, у них разный корень и разное значение.

Что у них общее?

- Приставка одинаковая (в -).

- Подумайте, какое значение придаёт эта приставка словам?

- Внедрение чего – либо во что – то.

Аналогично разбирается значение приставок: до - (закончить действие),

пере - (повторить действия заново),

от - (лишиться чего – то);

за – (начало действия),

у - (направление движения в сторону).

Так как понять значение приставки?

- Нужно проанализировать несколько разных по значению слов, которые имеют одну и ту же приставку.

А вы заметили, как пишется приставка со словом?

- Вместе.

- Как найти приставку в слове?

Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет ПРИСТАВКОЙ!

(Приехать, ехать, заехать, переехать, уехать).

    Упражнения в образовании новых слов с использованием приставок.

1) Работа в парах.

Вставить подходящие по смыслу приставки:

……ступила осень. В воздухе ……холодало. Вода в водоёмах …..темнела. С кустов и деревьев …….летает листва. ……лётные птицы ……..бираются ……летать в тёплые края.

(Текст написан на доске. Фронтальная проверка.)

Какая пара не испытывала затруднений в работе? Кто ошибался? Кому нужна помощь?

2) Работа с разноуровневыми карточками.

Уровень 1.

Уровень 2.

Уровень 3.

Скажите одним словом:

    Рефлексия.

Подводим итоги. Что такое приставка? Как найти приставку в слове? Для чего служат приставки?

Игра «Назови приставку».

Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозить, переход, прибить, проверить, загораживать, сгореть, задуть, доплыть, написал, безобразный, отцепить, расцвёл, входим.

Что нового узнали о приставках?

Чему вы можете научить других?

Какие задания вызвали затруднения7 Почему?

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 2.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .

Уровень 2.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

Уровень 3.

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Уровень 2.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .

Скажите одним словом:

Соединить с помощью клея два листа бумаги.

Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

Соединить с помощью верёвки.

Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей пред корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова; развивать орфографическую зоркость внимание, уверенность в своих силах, память; воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность.

Ход урока

1. Организация класса

2. Работа по теме

1) Повторение пройденного.

Найдем урок № 62.

По какому блоку будем работать?

Что изучает блок «Как устроен наш язык»?

Какие темы мы изучили в этом блоке?

Что объединяет эти темы?

О чем говорит правило корня?

Где находятся все орфограммы?

Как звучит тема нашего урока?

Правильно. Тема нашего урока «Приставка как часть слова».

Как вы думаете о каком разделе мы будем говорить?

Что мы знаем о составе слова? Из каких кирпичиков состоят слова?

Что такое окончание?

Может ли слово быть без окончания? Например.

Что такое корень?

Может ли быть слово без корня?

Какая часть слова находиться за корнем?

Что вы знаете о суффиксе?

Может ли быть слово без суффикса?

И вот в нашем строительстве слова остался один кирпичик и мы сегодня должны узнать, что это за кирпичик и какую роль он играет в составе слова. Так, задача нашего урока - узнать, что такое приставка и какова ее роль в слове.

2) Знакомство с новой темой.

  • Записать число, классная работа, прописать чистописание по образцу.
  • Работа по учебнику.

Как всегда разобраться с новой темой поможет нам Сережа. На первые два вопроса мы уже ответили, попробуем ответить на следующие вопросы. Давайте запишем слова

Море – приморский

Выделим окончание в слове приморский.

От какого слова образовано слово приморский? Значит, корень –мор –

Суффикс –ск-

Какую часть речи образовали? На какой вопрос отвечает?

Что обозначает это слово?

Какая часть слова дала значение «находящийся рядом, около»?

Вот эта часть слова дала слову море новое значение. Эта часть слова называется приставка. Она дает словам новое значение и обозначается так .

Разберем слова:

Придорожный

Пришкольный

Прибрежный

ВЫВОД: Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, она обозначается так.

Давайте оживим состав слова.

В русском языке очень много приставок, посмотрите, о каждой приставке мы будем говорить на отдельном уроке, определять какое значение они имеют.

Работа в парах.

Найдите упр. 1. Прочитайте задание, вставьте нужную приставку.

…….бежал за угол,

…….бежал из дома,

…….бежал первым,

…….бежал через дорогу,

……бежал от края.

Проверим, докажем.

Так как надо найти приставку.

АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ ПРИСТАВКИ

1. Подбери однокоренное слово.

2. Укажи корень

3. Отметь часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.

4. Назови приставку.

Устно упр. 2. С объяснением.

3) Закрепление пройденного.

Тест

1. Корень – это

1) Часть слова

2) Общая часть родственных слов

3) Часть речи.

2. Суффикс находится

1) за корнем

2) за окончанием

3) перед корнем

3. Окончание – это

1) Неизменяемая часть слова

2) Изменяемая часть слова

3) Изменяемая часть речи

4. Приставка пишется

1) После корня

2) Перед корнем

3) Перед суффиксом

Проверим. У кого какой числовой ответ? Правильный ответ 2122.

Молодцы!

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

3. Итог урока



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний