Почему я играю на домре. Онлайн уроки домры, как играть на домре, класс домры, обучение домре

Главная / Уильям Шекспир

Добавлено 26.09.2014;
Язык: русский Кликов: 1917;

Привет друзья! Сегодня учимся играть песню Би-2 - Остров Сломанных Игрушек. В этом видео показан бой, которым можно исполнить эту песню, показано как мелодию этой песни можно сыграть на фортепиано или синтезаторе, синхронно с песней, идут ноты. Кроме нот, в верхней строчке показаны так же аккорды песни, которые можно сыграть на гитаре, фортепиано или синтезаторе используя авто аккомпанемент. Особенно полезен этот обучающий кавер будет начинающим вокалистам, которые хотят выучить мелодию этой песни, для того, чтобы исполнить её под аккомпанемент или минусовку

Привет друзья! Сегодня учимся играть песню Не Надо Больнее группы Серебро. В этом видео показан бой, которым можно исполнить эту песню, показано как мелодию этой песни можно сыграть на фортепиано или синтезаторе, синхронно с песней, идут ноты. Кроме нот, в верхней строчке показаны так же аккорды песни, которые можно сыграть на гитаре, фортепиано или синтезаторе используя авто аккомпанемент. Особенно полезен этот обучающий кавер будет начинающим вокалистам, которые хотят выучить мелодию этой песни, для того, чтобы исполнить её под аккомпанемент или минусовку.

Привет друзья! Сегодня учимся играть песню Би 2 - Три Сантиметра Над Землёй. В этом видео показан бой, которым можно исполнить эту песню, показано как мелодию этой песни можно сыграть на фортепиано или синтезаторе, синхронно с песней, идут ноты. Кроме нот, в верхней строчке показаны так же аккорды песни, которые можно сыграть на гитаре, фортепиано или синтезаторе используя авто аккомпанемент. Особенно полезен этот обучающий кавер будет начинающим вокалистам, которые хотят выучить мелодию этой песни, для того, чтобы исполнить её под аккомпанемент или минусовку.

Привет друзья! Сегодня учимся играть песню Маршрутка певицы IOWA В этом видео показан бой, которым можно исполнить эту песню, показано как мелодию этой песни можно сыграть на фортепиано или синтезаторе, синхронно с песней, идут ноты. Кроме нот, в верхней строчке показаны так же аккорды песни, которые можно сыграть на гитаре, фортепиано или синтезаторе используя авто аккомпанемент. Особенно полезен этот обучающий кавер будет начинающим вокалистам, которые хотят выучить мелодию этой песни, для того, чтобы исполнить её под аккомпанемент или минусовку.

Привет друзья! Сегодня учимся песню группы Би-2 Мать. В этом видео показан бой, которым можно исполнить эту песню, показано как мелодию этой песни можно сыграть на фортепиано или синтезаторе, синхронно с песней, идут ноты. Кроме нот, в верхней строчке показаны так же аккорды песни, которые можно сыграть на гитаре, фортепиано или синтезаторе используя авто аккомпанемент. Особенно полезен этот обучающий кавер будет начинающим вокалистам, которые хотят выучить мелодию этой песни, для того, чтобы исполнить её под аккомпанемент или минусовку

Сегодня учимся играть песню Пламенный Свет которую исполняет Макс Корж. В этом видео показан бой, которым можно исполнить эту песню, показано как мелодию этой песни можно сыграть на фортепиано или синтезаторе, синхронно с песней, идут ноты. Кроме нот, в верхней строчке показаны так же аккорды песни, которые можно сыграть на гитаре, фортепиано или синтезаторе используя авто аккомпанемент. Особенно полезен этот обучающий кавер будет начинающим вокалистам, которые хотят выучить мелодию этой песни, для того, чтобы исполнить её под аккомпанемент или минусовку

Первые уроки игры на домре

Начальное обучение - едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Педагог должен обладать не только чуткостью, выдержкой, умением понимать мир детей, их интересы, но и глубокими методическими знаниями.

Первые уроки с учеником имеют особенно важное значение. Первая встреча - самый подходящий момент для установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата. Дети очень впечатлительны и эту черту характера надо использовать. Первое впечатление рождает чаще всего желание научиться играть. Однако некоторые педагоги, желая поразить ученика, показывают виртуозную технику игры. Начинающие в большинстве случаев смотрят на это с безнадежностью. Занятия могут быть плодотворны только при доверии и уважении к педагогу, если они пробуждают интерес к музыке. Главной задачей, встающей перед педагогом в период начального обучения, является необходимость создания заинтересованности ученика. Обучение должно представлять собой процесс, увлекающий ребенка, возбуждающий его творческую активность, воображение, фантазию.

Уроки музыки нельзя начинать с обучения «ремеслу». Казалось бы, это общеизвестно, но на практике часто бывает иначе. Маленький ученик пришел в класс. Музыка для него - любимая песня. Музыкальная сказка. Музыкальная передача по радио и телевидению. И вот с первого урока - ноты, длительности, аппликатура, бесконечные упражнения, необходимые для постановки руки. Так много нового, труднопостижимого для малыша. А главное - непонятно, где же музыка и стоит ли она таких терзаний. Занятия становятся мучительными. В этот период легче всего «упустить» ученика, навсегда вселить в него страх перед занятием музыкой.

Научить ученика «играть на инструменте» гораздо легче, чем дать ему широкое музыкальное образование, научить любить и понимать музыку, которая должна стать частью его жизни. Поэтому с первых же уроков целесообразно учить доступные ученику пьески - сначала по слуху, добиваясь правильного интонирования голосом и выразительности пения, затем подбирать их на инструменте. Такой метод будет развивать в ученике не только слух, но и музыкальность. Ведь часто в педагогической практике сначала пьеса разучивается по нотам, она осваивается технически, а потом педагог ее «омузыкаливает», т.е. добивается выразительности исполнения. Это приводит к механическому заучиванию, которое тормозит музыкальное развитие ученика, не говоря уже о том, что «омузыкаливание» на последнем этапе как правило сводится к пассивному усвоению учеником нюансов, предписанных педагогом. Однако, как не требователен педагог к выполнению нюансов произведения, он не научит выразительному исполнению произведения, если пьеса не вызовет в воображении ученика живого, близкого ему образа. Интересен для ученика должен быть и технический процесс. Музыку нужно не только чувствовать, но и понимать. Поэтому педагог с самого начала должен обращаться не только к чувству, но и к разуму ученика, чтобы учебный процесс бал не только интуитивным, но и сознательным. Заинтересованность в занятиях, интересное ведение урока - залог того, что «скучные» упражнения приобретают интерес. Но для этого ученик должен понять их целесообразность.

Огромное значение в процессе начального обучения приобретает организация урока. На первый урок ученик приходит без инструмента. Он очень хочет заниматься, но представления о занятиях и об инструменте у него нет. Бывает, что желания заниматься на домре у ребенка тоже нет, его привели в музыкальную школу родители. На первом уроке следует показать ученику инструмент, рассказать о нем что-нибудь, что может заинтересовать, и даже то, как его сами любите, поиграть разнохарактерные пьески. Надо постараться, чтобы рассказ получился доступным, образным и несуетливым. Пусть ученик поближе рассмотрит домру. Покажите ему струны: «Их всего три, но на них можно все сыграть, рассказать звуками об очень многом. Ведь домра не просто играет, она поет, рассказывает, но только без слов, и тот, кто умеет ее слушать, понимает, о чем она поет».

Итак, ученик познакомился с домрой, с ее струнами. Заучивать названия деталей пока не стоит, не надо перегружать ученика набором трудных слов. Лучше знакомить с частями инструмента постепенно, по мере практической надобности. Теперь можно приступать к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой. В каком объеме проводить эти упражнения - зависит от индивидуальных способностей ученика. Надо стараться не перегружать его внимание. Даже при непродолжительной игре упражнений ученик устает и тогда лучшей разрядкой для него будет пение песенок. Следует посадить ученика рядом с собой за фортепиано и познакомить его с песенкой, которую он будет разучивать. Желательно, чтобы сам педагог спел ее словами и аккомпанементом. Закончив упражнение по развитию слуха, следует повторить, что было уже пройдено на уроке: названия струн, некоторые упражнения, подготавливающие постановку рук. Урок не должен быть однообразен. Частая смена заданий, чередование более трудных с более легкими, умение вести урок живо, увлекательно, чуткое внимание ко всем нюансам поведения и настроения ученика - все это необходимо учитывать педагогу.

Одной из главных задач в период начального обучения является посадка, постановка левой и правой руки. Посадка должна быть удобной. Сидеть надо на передней части стула, левая нога ставится на пол отвесно или чуть вперед, но обязательно на полную ступню.

Правая рука должна опираться на край корпуса домры. Кисть правой руки должна быть компактной, четыре пальца ее согнуты (но так, чтобы их концы не касались ладони). Медиатор удерживается между первой фалангой указательного пальца и подушечкой большого. Большой палец должен быть немного согнут в суставе. Необходимо следить за тем, чтобы кончик медиатора не слишком выступал вперед из-под пальцев. Коротким кончиком легче играть, это помогает достигнуть более частого и равномерного тремоло. Движения правой руки до постановки левой должны быть доведены до некоторой автоматизации, чтобы учащийся мог забыть о работе правой руки.

Положение левой руки: гриф лежит на суставном утолщении указательного пальца. Для выработки правильной постановки пальцев сначала надо давать упражнения или пьесы, начинающиеся восходящим движением. Упражнения предназначаются для того, чтобы учащийся наряду с правильной постановкой пальцев параллельно мог осваивать ритм и длительности нот.

Воспитание чувства ритма является также главной задачей педагога. В воспитании ритма полезны образные ассоциации: целая нота - шаг медленный (так ходит старик), половинная нота - несколько живее (так ходит пожилой человек), четвертная нота (бодрый шаг - маршируют солдаты), восьмые ноты - ускоренное движение (бегут дети). Считать на первом этапе обучения надо обязательно вслух, но долго на этом задерживаться не следует. Требования педагога играть со счетом вслух должны быть заменены требованиями играть ритмично.

Надо также учить ребенка слушать музыку, понимать, определять ее характер. Учиться выражать словами музыку очень полезно. Это положительно сказывается на исполнении: оно становится живым, осмысленным. Слушая музыку, учась понимать ее, ученик начинает ее больше любить.

Перед педагогом в начальный период обучения встает вопрос об организации и режиме домашней работы учащегося. В педагогической практике невыполнение учеником домашних заданий бывает нередким явлением. В подавляющем большинстве причина этого кроется не в недобросовестности или лени учащегося, а в непонимании задания, в незнании, как подойти к разучиванию пьесы или упражнения. Поэтому, подводя итог урока, педагог должен обратить внимание ученика на то, что прошли на уроке, чему он уже научился, что было хорошо и что плохо. Из всех замечаний нужно выделить одно или несколько самых главных и быть может, необходимо не только напомнить, но и повторить некоторые элементы урока. Важно добиваться точного, обязательного выполнения всех рекомендаций. В этом залог успешного обучения и воспитания чувства ответственности у ученика.

Полученные и закрепленные в начальных классах широкие знания, навыки, являются залогом того, что музыка прочно войдет в жизнь учеников и через них - в жизнь многих людей. И лишь в этом случае педагог может быть удовлетворен результатом своей деятельности и собственной системы занятий.

Зубарева И.С., 2014 г.

Образовательная функция состоит в привитии учащимся знаний, навыков и умений и формировании на этой основе системы взглядов, убеждений и идеалов. Воспитывающая функция предполагает использование содержания, методов и форм организации учебного процесса для формирования у учащихся идейных, трудовых, нравственных, эстетических и других качеств личности. Наконец, развивающая функция направлена на развитие всех физических и духовных сил и способностей учащихся в ходе познавательной, общественно-трудовой и других видов предметно-практической деятельности.

Обучение включает совместную деятельность обучающего(педагога) и обучающихся (учеников). По формам организации обучение может быть коллективным (оркестровые занятия) и индивидуальным (индивидуальные занятия). В моей статье речь пойдет об индивидуальном обучении.

Современная психология утверждает, что обучение и развитие тесно взаимосвязаны и развитие осуществляется через обучение по мере приобретения учащимися определенной суммы знаний и навыков. Однако, необходимо учитывать, что развитие определяется не только объектом приобретенных знаний, ибо в процессе развития меняется, совершенствуется качественная сторона умственной деятельности обучающегося.

Основной задачей музыкального обучения является усиление развивающей стороны занятий. Накопление музыкальных представлений – ярких, отчетливых, музыкально окрашенных – есть основа музыкального развития. Более широкое понятие – общемузыкальное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, включающий, наряду с развитием у учащихся комплекса специальных способностей (музыкальный слух, память, ритм), развитие их мышления, музыкальной эрудиции, интеллекта. Одним из средств музыкального развития является формирование собственно игровых качеств, то есть исполнительских навыков на инструменте.

Отмечу основные дидактические принципы развивающего музыкального обучения:
– расширение, разнообразие осваиваемого репертуара;
– гибкость в соблюдении сроков прохождения учебного материала в зависимости от темпов усвоения;
– увеличение информационно-познавательной стороны содержания занятий;
– использование разнообразных приемов и форм для развития самостоятельности мышления, творческой инициативы и т.д.

Прежде чем приступить к обучению игре на домре, необходимо изучить небольшой комплекс подготовительных упражнений, цель которых заключается в том, чтобы учащийся при игре на инструменте мог сознательно руководить своими движениями и контролировать состояние мышц.

Времени на подготовительные упражнения затрачивается немного – два или три занятия. Приведу пример упражнения для правой руки, который условно можно назвать “броском” и который является основой для выработки игровых навыков правой руки. Активные действия кисти здесь чередуются с пассивными. Итак, учащийся, сидя на середине стула, свободно опущенную правую руку сгибает в локте и поворачивает ее влево до соприкосновения в запястье с плотным картоном или большой по формату книгой, которую держит левая рука. Это положение картона будет помогать контролировать правильность движения кисти. Кисть из пассивного состояния приводится в активное путем подъема и небольшого разворота предплечья. При этом она будет прямым продолжением предплечья. Пальцы правой руки подгибаются и соприкасаются с картоном. Мышечное усилие в запястье и локте должно быть минимальным, а плечо абсолютно свободным. Кисть, скользя по картону и не меняя положения запястья приподнимается вверх и резко опускается вниз, с отключением мышечного напряжения. Затем кисть отскакивает от нижней точки и, двигаясь по инерции, совершает колебательные движения вверх вниз и снова вверх. В этом цикле движений не должно быть фиксации кисти ни в верхнем ни в нижнем положениях. Предплечье правой руки совершает небольшое прямолинейное (а не вращательное) движение. Свобода движения кисти контролируется зрительно, внутренним ощущением мышечной свободы и звуковым восприятием трения пальцев о картон. При правильных движениях шуршание будет легким, четким, ритмичным.

Посадка домриста является одним из важных звеньев в процессе обучения игре на домре. Сидеть необходимо на половине стула с прямой спиной и небольшим наклоном корпуса вперед для удержания инструмента. Правую ногу положить на левую и поднять на такую высоту, при которой наклон корпуса, необходимый для прижатия домры, будет минимальным. Высота головки грифа будет зависеть от положения левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Высокое положение головки грифа отрицательно влияет на звучание, так как изменяет угол соприкосновения медиатора со струной. Плоскость деки домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким расчетом, чтобы учащийся, глядя на гриф, видел все три струны.

Постановка левой руки.

Главным в постановке левой руки следует считать одновременное развитие 4-х пальцев и особенно 3-го и 4-го, как самых слабых и менее подвижных. Также не менее важным моментом является нахождение такого положения руки (кисти), которое обеспечивало бы максимальную свободу движений пальцев. Следует быть осторожным при растяжении пальцев. Излишнее увлечение этим может привести к скованности пальцев, а в отдельных случаях и к заболеваниям.

В самом начальном периоде рекомендуется извлекать звук не медиатором, а большим пальцем правой руки (прием “пиццикато”).При постановке на гриф ладонь не должна быть поджата к грифу и должна быть хорошо просматриваема глазами учащегося. Рука в запястье несколько изогнута от себя. Нажим на струну осуществляется подушечками пальцев, как бы “молоточками”.

В начале обучения желательно осуществлять постановку пальцев в мажорном звукоряде, а далее в 1-ой позиции. Закрепление и дальнейшую отработку положений и ощущений в пальцах левой руки и постановку всей левой руки продолжать не только на упражнениях, но и легких пьесах и песнях. Например, “Во саду ли, в огороде” можно играть не как обычно двумя пальцами, а всеми четырьмя, располагая их как при хроматической последовательности звуков.

В дальнейшем можно применять скрипичные упражнения Г.Шрадика, которые способствуют развитию беглости пальцев и их растяжению. В работе над этими упражнениями необходимо постепенно увеличивать нагрузки, так как нельзя переутомлять пальцы.

Координация рук. Штриховая игра.

Усвоив и закрепив движения каждой руки отдельно, можно соединить их действия, извлекая звук “броском” медиатора. Теперь следует сосредоточиться на работе обеих рук и особенно правой. Приведу пример упражнения для штриховой игры. Итак, играть необходимо в 1-ой позиции, начиная с 1-ой струны, с дальнейшим переходом на соседнюю струну. Все 5-ть нот проигрываются “броском” вверх и вниз, далее дубль-штрихом или двойным штрихом и заканчивается упражнение переменным штрихом, когда ноты меняются на каждый удар медиатора.

Работа по освоению тремоло.

Работу следует начинать с тремоло кистью. Основой для этого будет являться упомянутый выше цикл “бросок”. Чтобы не потерять легкости движений, выработанной в упражнении на картоне, нужно использовать вначале бумажный медиатор или очень тонкий и мягкий медиатор. Такой медиатор при соприкосновении со струной не вызовет чрезмерных напряжений кисти, звук будет слабый, но мягкий.

Посадив ученика и установив правильно домру, нужно таким медиатором, приподняв кисть, произвести удар по первой струне. После удара кисть в обратном движении вновь зацепит струну, затем в свободном падении произведет третий удар по струне. Четвертый удар по струне будет совершен также за счет отскока, который будет подхвачен мускульным усилием, и кисть займет исходное положение для очередного активного удара сверху. Удары по силе будут затухающими. Самым сильным будет первый удар, самым слабым – последний. Все удары должны быть ритмически ровными. Для контроля за правильностью движения кисти обязательно за подставкой, под запястье правой руки подкладывать кусочек пенопласта (приблизительно высотой 2 см).

Эта дополнительная точка опоры для запястья поможет исключить слишком большое движение предплечья и выворачивание его, определить величину изгиба кисти в запястье и место соприкосновения медиатора со струной. Игра с применением коробочки-пенопласта фиксирует внимание ученика на движении правой руки, что особенно важно в дальнейшем при выработке координации с левой рукой, так как зачастую учащийся обращает внимание только на левую руку, забывая о правой. Отказываться от применения подставки из пенопласта нужно лишь тогда, когда у учащегося достаточно прочно зафиксируются игровые навыки (по прошествии 1–2 месяцев с начала обучения). После проработки упражнений на первой струне можно перейти к упражнениям на второй струне, также используя подставку. Темп игры должен быть умеренным, по мере усвоения движений он может быть ускорен.

В случаях медленного освоения необходимых навыков можно сделать следующее: педагог левой рукой берет запястье ученика, а правой рукой приводит в движение его кисть. Добившись полной свободы кисти можно, не отпуская руки учащегося, предложить ему проделать это движение самостоятельно. После того как педагог убедиться в правильности выполнения приема, кисть, а затем и запястье отпускаются.

В наиболее трудных случаях приходится делать следующее. Педагог берет инструмент в свои руки, на свою правую руку накладывает правую руку ученика и начинает совершать движения кистью, добиваясь того, чтобы ученик усвоил их. Здесь важен сам факт ощущения той свободы, которой до этого не было, также важно повышение интереса к занятиям, активизация внимания учащегося и установления самоконтроля.

Тремоло является самым выразительным и самым трудным для освоения приемом. Тремоло – это многокрасочная звуковая палитра, при помощи которой учащийся передает характер произведения.

Частота тремоло – величина непостоянная Она зависит от количества ударов медиатором по струне в единицу времени. Всякое ускорение движения вызывает увеличение напряжения мышц, что отражается в звучании. Обычно в лирических произведениях частота тремоло будет меньше, а в драматических больше. Главным, определяющим фактором должно быть не количество ударов на каждую ноту, а конечный результат– создание выразительной певучести мелодии.

Виды тремоло:

  1. Тремоло кистью. Оно тождественно движению кисти в “штриховой” игре с разницей лишь в том, что в “штриховой” игре делается одно и то же количество ударов на каждую, одинаковую по длительности ноту, а в тремоло мы думаем не о количестве ударов, а только о протяженности ноты во времени. Тремоло кистью дает легкое, прозрачное, светлое звучание.
  2. Тремоло совместным движением кисти и предплечья (единый рычаг от локтя до медиатора). В этом случае кисть выпрямляется до прямого продолжения предплечья. Этот вид тремоло дает большую плотность, густоту и силу звучания.
  3. Комбинированное тремоло. Самостоятельные движения кисти и предплечья одновременно с подключением мышц плеча. Этот вид тремоло создает сильный глубокий звук.

На начальном этапе обучения отрабатывают тремоло только с участием кисти и далее после успешного овладения этим видом тремоло можно осваивать и два других вида.

На начальном этапе обучения следует отрабатывать следующие штрихи: легато, нон легато, стаккато, переменный штрих, флажолеты. Все эти штрихи отрабатываются на гаммах вначале в одну октаву, а затем в две октавы. Желательно начинать с гамм: ми мажор, ля мажор.

Педагогический репертуар.

Подбор произведений для учащегося на начальном этапе обучения должен отвечать целям отработки каких-либо технических приемов и развития музыкального мышления. Каждое произведение нужно рассматривать как одно из звеньев в цепи правильно расставленного педагогического материала, на котором учащийся решает художественные задачи и приобретает технические навыки.

Возможно переложение пьес с скрипичных и фортепианных сборников. Но хочется отметить, что русский народный инструмент трехструнная домра имеет свои особенности как в конструкции, так и по способам звукоизвлечения, и это следует учитывать при использовании пьес скрипичного и фортепианного репертуара.

Роль педагога в формировании начинающего музыканта.

Педагогу всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенно тот факт, что приспосабливаемость рук к инструменту у них различна. Хорошо известно, что при обучении группы учеников одним педагогом и по единой методике индивидуальные результаты будут различными. Даже при освоении подготовительных упражнений у кого-то из обучающихся могут возникнуть затруднения. Следует разобраться в причинах, при необходимости задержаться на каком-то этапе, возможно, даже видоизменить задание. Словом, необходим творческий педагогический подход в любом вопросе обучения.

Педагог должен вселять уверенность в свои силы начинающим музыкантам, утешить их при неудаче, обязательно подчеркнуть хотя бы маленький успех. Педагог должен иллюстрировать на инструменте все пьесы и упражнения, потому что учащийся прежде всего будет стараться скопировать игру педагога. Педагог должен быть требователен, но в тоже время учитывать способности каждого: к одному предъявляя более высокие требования, к другому менее высокие. Такой подход к учащимся имеет большое воспитательное значение и позволяет сохранить у них интерес к занятиям.

Список использованной литературы:

  1. Андрюшенков Г.И. “Психолого-педагогические основы руководства детским народно-инструментальным коллективом”. Уч. пос. – СПб, 2004.
  2. Ставицкий З. “Обучение игре на домре”. – Л., 1984.
  3. Шитенков. И. “Методика обучения игре на народных инструментах”. – Л., 1975.

Екатерина Мочалова: «Даже для Паганини первым инструментом была не скрипка, а мандолина!»

Завершившийся форум Юрия Башмета в Италии предподнес под занавес оглушительный подарок: пред местной публикой предстала известная солистка, исполнительница на домре и мандолине Екатерина Мочалова, в виртуозной манере исполнившая - ни много ни мало - «Венецианский карнавал» Никколо Паганини в переложении для домры и оркестра. Среди более традиционных, «строгих» форм из Гайдна и Вивальди, подобного сюрприза итальянцы никак не ожидали.

Кадр из видео.

Екатерина является солисткой Оркестра народных инструментов им. Осипова, много гастролирует; ранее окончила Академию им. Гнесиных (класс народного артиста Вячеслава Круглова), преподает там же на кафедре народных инструментов, продолжая традиции своего педагога. С Башметом прежде сотрудничала на фестивале в Хабаровске.

Ее миссия почетна - она популяризирует и продвигает не то что бы редкий, но не ассоциирующийся в широком сознании в качестве сольного, инструмент: домру. Причем, приходится идти на определенные хитрости - скажем, выезжать на иной международный форум с мандолиной (инструмент на европейской сцене куда более востребованный), а потом осторожно предлагать - а не хотите ли услышать и домру, позволяющую иные музыкальные опусы играть куда более ярко, виртуозно, нежели на мандолине? Что делать - путь первопроходцев всегда труден.

Об этом мы и решили поговорить с Екатериной, после ее триумфального выступления в Италии.

- Итак, вся ваша жизнь - вокруг домры, домры и еще раз домры...

Ну, кроме домры, я занимаюсь пропагандой и развитием мандолины в России, которая сейчас, на мой взгляд, переживает возрождение.

- Тем более, что прежде она была у нас весьма популярна...

Конечно! Причем, на протяжении нескольких веков, но... в первой половине XX века инструмент ушел в забытье. Вообще сейчас такая тенденция, что многие домристы обращаются к мандолине, совмещая и то, и другое, как, скажем, я. Хотя, разумеется, на первом месте все равно остается домра. И ее продвижение для меня очень важно... и результат есть: посмотрите, как итальянская публика реагировала!

- Вопрос - как продвигать. Очень важно это делать живо, на новом материале.

И вот тут на помощь приходят современные композиторы, с которыми я сотрудничаю. Так, исполнила ряд премьер таких авторов, как Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Александр Цыганков. Ну и, понятно, мое участие с 2012 года в Оркестре народных инструментов (худрук Владимир Андропов) делает свое дело. А также очень рада уже во второй раз принять участие в фестивале Юрия Башмета. Мне очень приятно, что в круг его интересов входят и народные инструменты. Это счастье.

Насколько я слышал его мнение, Юрий Абрамович остался очень доволен концертом-закрытием, и конкретно вашим выступлением... а исполнили вы «Венецианский карнавал» Никколо Паганини. Напоминаем читателям, что изначально это произведение написано для скрипки. Какие нюансы игры на домре здесь присутствуют?

Это произведение сейчас исполняется почти на всех инструментах. Тема очень популярная. Вообще мы играем много скрипичной музыки, ведь наш-то инструмент очень молод... Домра стала развиваться в академическом направлении только с середины XX века. Всего семьдесят лет прошло с этого дня и, конечно же, оригинального репертуара не так много.

- Так пусть скрипочка поделится!

А дело даже не в его количестве, а в том, что это всего одна эпоха, одна! Стилистически разнообразной музыки нет, поэтому мы обращаемся к переложениям и транскрипциям. В «Венецианском карнавале» (в основе произведения) лежит народная тема, поэтому он так хорошо звучит на домре. Но я, кстати, играю не тот вариант, который написан для скрипки, а добавляю адаптированный вариант для домры, свои пассажи, свои украшения. На домре приятно играть опусы Паганини, ведь его первым инструментом была не скрипка, а именно мандолина.

- Об этом мало кто знает.

Тем не менее, это так.

- Известны два вида домры: трехструнная и четырехструнная. Их звучание разительно отличается?

Дело в том, что трехструнная домра была воссоздана по образцам древнерусской домры, которая существовала еще в XVI веке, а восстановил ее в 1896 году Василий Андреев. Это выдающийся русский музыкант, создатель великорусского оркестра. Именно эта домра имеет квартовый строй. А четырехструнная домра была создана позже и имеет строй идентичный скрипке. Она распространена в Украине и на Урале. Но по многим обстоятельствам в нашей стране более распространенный вариант - трехструнный. Я играю на двух разновидностях домр (такое разнообразие дает возможность в расширении репертуара), но все-таки трехструнную люблю больше.

- Мандолина тоже расширяет репертуар...

Обращение к мандолине становится всё более актуальным. Домра и мандолина - ближайшие щипковые родственники. По своей конструкции они очень похожи. Звукоизвлечение происходит с помощью игры медиатором. В тоже время, это очень разные инструменты. У мандолины богатая история. Для нее писали Вивальди, Доменико Скарлатти, Бетховен, Моцарт, да кто только не писал! Я же прибегаю к мандолине, чтобы расширить репертуар, еще более развить исполнительскую технику, стать более конкурентоспособным. Вот Вячеслав Круглов, мой педагог, по сути, стал основоположником российской исполнительской школы: он автор первых методических пособий игры на мандолине. Понятно, что обучаясь, я не раз посещала и мастер-классы ведущих европейских исполнителей на мандолине в Италии, Германии, США, Японии.

- Домра обладает прекрасным звучанием, но почему же мандолину публика предпочитает больше?

За рубежом, действительно, мандолина как-то более распространена. А в нашей стране мандолина была популярна в XIX веке, императрица Мария Федоровна на ней играла. Был создан инструмент специально для нее одним итальянским мастером. Но, в основном, мандолина была представлена только для любительского музицирования. Например, дочь Льва Толстого Татьяна писала в своих дневниках, что ей подарили мандолину, и «благо, что на ней можно играть несерьезно, так как для настоящего инструмента нужен талант и время». Это говорит об отношении к инструменту в ту эпоху.

Ансамбли и оркестры мандолин были очень распространены у нас до середины XX века, а потом на первый план вышла домра. Она сразу же начала развиваться как академический инструмент, хотя многие считают, что он фольклорный или восточный...

- Так мы заговорили о современных композиторах...

Вы согласны с тем, что в прежние годы фольклор невероятно подпитывал академическую музыку, но сейчас эта «подпитка» естественным образом ушла?

Вы правы, очень многие композиторы обращались к народным темам - и Глинка, и Рахманинов, и Чайковский. Тут ведь главное - как фольклорная тема входит в авторскую концепцию, как перевоплощается. Фольклор в чистом виде, как мне кажется, сейчас уже не актуален, его, по сути, и нет. Сейчас век академической и эстрадной музыки. Классика просто дает новый взгляд на фольклор. Некая обратная реакция. И я рада нести эту миссию, преподносить свой инструмент в разных ипостасях. Скажем, у меня планируется концерт на мандолине и домре с камерным оркестром Гонконга, я к ним поеду уже второй раз. Благодаря мандолине, везде попадаешь!

- Она - «паровоз».

Точно. А домра пристраивается потом. В Гонконге вообще никто не знал о домре. Я рада, что теперь появился к домре интерес и немалый. Так что жизнь продолжается, надо всего лишь любить музыку и свой родной инструмент! Он такой живой и яркий.

Благодаря маме я выросла разносторонне развитым человеком. Среди моих увлечений танцы, спорт, игра на музыкальных инструментах: домре и гитаре. Здесь я решила написать о таком музыкальном инструменте как домра. Выбрала я именно это хобби, так как мало кто знает, что это за инструмент и в чем его особенности.

Домра - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами. Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа и головки. Для извлечения звука используется медиатор.

Рисунок 1 - Четырехструнная домра

Медиатор - это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа домры, лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец .


Рисунок 2 - Медиатор для домры

История домры

История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с Семеном Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику Василия Андреева, пианисту и композитору Николаю Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая .

Рисунок 3 – Родоначальник современной домры, создатель первого оркестра народных инструментов

Устройство домры

Корпус домры имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки.


Рисунок 4 – Устройство домры

Мое отношение к инструменту

Впервые я узнала об этом инструменте, когда в 5 лет пошла с мамой в ДК им. Горького для того, чтобы начать заниматься музыкой. Планировала я играть на пианино или гитаре, но когда увидела домру, решила, что хочу научиться играть именно на этом инструменте. И нисколько об этом не пожалела. Год я занималась в ДК им. Горького с Нинель Леонидовной Морозовой, которая привила мне любовь к домре. Потом я поступила в музыкальную школу № 2. Там я начала играть в оркестре народных инструментов под руководством Александра Антоновича Корогодина, у которого позже стала учиться игры на гитаре. Каждый год я сдавала экзамен, на котором обязательно нужно было сыграть три произведения. Экзамены всегда проходили в концертном зале музыкальной школы. Туда меня приходили поддержать друзья и мама. Возможно, благодаря поддержке дорогих мне людей все экзамены я всегда сдавала «на отлично». Также в музыкальной школе нам преподавали сольфеджио и музыкальную литературу. Данные дисциплины помогли мне развить музыкальный слух и музыкальную память, а также узнать много нового из жизни великих композиторов и музыкантов.Даже сейчас, когда обучение в музыкальной школе позади, меня приглашают играть в оркестре на различных концертах. Последний раз я играла в Донецкой областной филармонии на отчетном концерте музыкальной школы.Я рада, что умею играть на таком замечательном музыкальном инструменте, и каждый раз, когда беру в руки домру, вспоминаю, как интересно было учиться играть на ней.Ссылки на материал:

1.Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний