Новые волны степняков печенеги торки половцы. Куда пропал целый народ? Гипотезы о происхождении

Главная / Максим Горький

Печенемги -- союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII--IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда ученых (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племен кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали венгры. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия. Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киевской Руси Аскольдом (875 год -- это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, Мордовией и населявшими Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян и донских алан были разорены и уничтожены. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали по скифскому обычаю чашу.

Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши.

В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (993) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Около 1010 в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван печенегом.

В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.

Печенеги описываются как европеоиды, брюнеты, которые брили свои бороды (согласно арабу Ахмеду ибн Фадлану). Внутри европеоидной расы печенеги могут быть отнесены к понтидам, поскольку они также имели невысокий рост и узкие лица. Впрочем, печенеги не составляли какого-то особого антропологического типа, отличного от соседних народов. Повесть временных лет сообщает, что киевлянин мог легко затеряться среди печенегов:

«И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, -- сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, -- иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего (ПВЛ, л?то 6476)»

В VII – Х вв. в далеких заволжских степях обитали многочисленные кочевые тюркоязычные народы. В IX вв. поисках новых пастбищ; они начинают движение на запад и доходят до границ Восточной Европы. Первым значительным пришедшим народом были печенеги. Их удар ощутили на себе прежде всего хазары. В конце IX в. печенеги разрушили хазарские крепости на Среднем Дону и прорвались в европейские степи.

Печенеги

Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта – это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.

Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.



Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах.

Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских печенегов, боуты и другие племена. Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на правом берегу Днепра.

Торки

Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце.

Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна – поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в рай на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.

В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

Половцы

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейские хронисты называют половцев команами (или куманами), восточные – кипчаками (или кыпчаками). Вся половецкая земля получила название Дешт-и-Кипчак. Такое название оформилось в XII в., когда половцы прочно основались в Европе. Владения половцев простирались от правого берега Днепра до заволжских степей, охватывали Северный Кавказ. Они полностью освоили степь в этом пространстве.

Тяготение половцев к открытым степным просторам объясняется их кочевым образом жизни. Кипчаки были типичными кочевыми скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, коз и овец, буйволов и коров, в теплое время года половцы кочевали по степи. В холодное время, в отличие от печенегов и торков, устраивали зимовники. Такие зимние становища (сезонные поселки) в русских летописях назывались вежами. Они состояли из юрт и кибиток. Зимой скот свободно пасся вокруг становищ. Незначительная часть половцев оседала на землю и занималась примитивным земледелием. В основном это происходило вокруг существовавших ранее городов или больших местных поселков. Основными продуктами питания были мясо животных и коровье молоко, кумыс (переработанное лошадиное молоко), каши из проса и пшеницы.

Жизнь половцев, как и всех кочевников, была неразрывно связана с конем. Все от мала до велика были прекрасными наездниками. Конь сопровождал половцев и после смерти, в могилы мужчин и женщин клали, как правило, целого коня, уздечный набор, стремена, иногда седло. Умерших хоронили в уже существовавших курганах или насыпали над их могилами новый земляной холм. К мужчинам клали большую искривленную железную саблю, лук и несколько стрел, к женщинам – недорогие украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные витые браслеты и гривны, круглые зеркала, серьги, колты (большие кольцевидные височные подвески с полой фигурной бусинкой) древнерусского происхождения, медные котлы, дорогую посуду, остатки дорогой одежды с золотым шитьем и нашивными золототканными лентами. Богатые женские погребения с золотыми предметами найдены в курганах у села Новоивановка в Амвросиевском районе, возле Ясиноватой.

Одежда была хорошо приспособлена для верховой езды. Половцы носили узкие штаны, сапоги с узкими голенищами до колен, рубахи, короткие кафтаны без ворота, башлыки (островерхие шапки). Костюмы женщин были похожими, но отличались богатой отделкой. Замужние женщины-половчанки носили сложные и красивые головные уборы, украшения. В обычае мужчин было отращивать на затылке (лоб и макушка выбривались) длинные волосы и заплетать их в две или три косы. Этот обычай вообще характерен для многих тюркских народов; от тюрков он перешел в средневековый Китай. Одежда половцев и убранство хорошо известны по описаниям восточных и европейских путешественников, находкам в погребениях и каменным скульптурам.

Эти скульптуры получили название «каменные бабы». «Баба» – искаженное «балбал», «бабай» (по-тюркски – сильный, уважаемый, воин-богатырь). У кипчаков еще до проникновения в Европу сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные (очень редко деревянные) изображения умерших предков. Почитание предков занимало центральное место в их специальных святилищах. Одно из таких святилищ было раскопано археологами недалеко от Донецка. Каменным «бабам» приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Этот обычай кратко и точно описал посол французского короля Вильгельм де Рубрук, который встретил половцев по дороге к монгольскому хану в 1253г. Он писал, что «команы (т.е. половцы) насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу». Из многих сотен половецких изваяний в музеях Донецкой области сохранилось только несколько десятков.

Половцы Восточной Европы были частью огромного кипчакского мира, но исторически оказались прочно связанными с европейскими народами, прежде всего со славянами.

Еще до прихода половцев между древнерусским государством и степными кочевниками сложились непростые отношения. Как и все средневековые кочевники, половцы нападали на оседлое славянское население, грабили и уводили в плен людей. Уже в 1068 г. «Повесть временных лет» отмечает первый набег половцев на Русь. Набеги продолжались до начала XIII в. и вызывали ответные походы русских дружин. Летописи упоминают около 40 удачных и неудачных нападений степняков и русских. Особой активностью отличалась половецкая политика Владимира Мономаха. В начале XII в. он несколько раз нападал на половцев (1103, 1109, 1111, 1116 гг.) и наносил им большой урон. Русские люди сталкивались, прежде всего, с пограничными половцами, кочевавшими в Поднепровье и на Дону. Доном в средние века называли Северский Донец. Именно сюда ходили в первую очередь русские отряды. Только один раз Владимир Мономах направил свои дружины в Приазовье. Летописи различают половцев от Дона (т.е. от Северского Донца), моря (Азовского) и от Днепра. В трех этих районах находились три самые крупные в Восточной Европе половецкие племенные объединения.

Центр половецкой земли находился в Северном Приазовье. Русские летописи называют эти земли Лукоморьем. Наивысшая концентрация каменных изваяний (т.е. святилищ рядом с традиционными зимовниками) приходится на южные районы Донецкой и Запорожской областей. За исключением одного раза (1103 г.), Приазовье находилось вне досягаемости русских дружин. В Приазовье отмечены самые ранние половецкие изваяния XI в., т.е. расселение половцев в Поднепровье и Подонье происходило именно отсюда.

Крупным центром половцев от Дона были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе Донецкой области, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым. Они возникли еще в хазарское время. Вместе с половцами здесь проживало оставшееся оседлое алано-болгарское население. Возможно, это летописные города Шарукань, Сугров и Балин, которые в 1116 г. ходил покорять Владимир Мономах. В одном из городов Мономаха встретили христиане.

Недалеко от указанных городищ, в верховьях реки Тор (Казенный Торец) располагалась ставка могущественного хана Кончака (где-то в районе Славянска). В 70-80 гг. хан Кончак (внук хана Шарукана, впервые напавшего на Русь) неоднократно нападал на русские княжества (1174, 1178, 1183, 1185 гг.). Он сосредоточил в своих руках большую власть и пытался создать единое половецкое государство. Возглавляемое Кончаком Донецкое объединение кочевых орд было одним из самых крупных в половецкой земле. Хан Кончак проводил осторожную и тонкую политику по отношению к своему могущественному соседу – Руси. Его традиционными союзниками были черниговские князья – Ольговичи. Одногоиз пленных князей – Владимира Игоревича (представителя рода Ольговичей) – хан женил на своей дочери и через год с ребенком отправил домой.

Весной 1185 г. новгород-северский князь Игорь предпринял военный поход на земли Кончака. В знаменитой средневековой русской поэме «Слово о полку Игореве» князь так говорит о целях похода: «Хочу копьем прибить край половецкого поля!» Вместе с дружинами четырех князей Игорь перешел Северский Донец в районе Изюма, захватил первую добычу и стал готовиться к решающей битве. Она произошла на реке Каяле (видимо, река Макатыха в Славянском районе). На рассвете 11 мая, в субботу, половцы под командованием ханов Кончака и Гзака со всех сторон окружили русских. В полдень 12 мая битва закончилась полным разгромом русских и пленением самого Игоря. «Растерял он дружину в поле. Утопил нашу славу в Каяле. Пересел из седла золотого в седло неволи!» («Словоо полку Игореве»). На другой день после битвы Кончак направил раненого Игоря в свою ставку, а сам с войском двинулся на Переяславль. Гзак пошел на Путивль. В плену Игорь, однако, пробыл недолго: еще до возвращения Кончака ему удалось бежать.

Объединительные тенденции в половецком обществе особо заметно усилились при сыне Кончака – Юрие Кончаковиче. Русские летописи называют его «большим всихъ половцев» – т.е. самым большим (знатным) половцем. Хан Юрий возглавил большой половецкий отряд в одном из первых сражений с монголо-татарами в 1223 г. Однако дальнейшему объединению половецких земель под властью одного рода помешали удары русских дружин вначале 90-х годов XII в. Половецкие набеги на Русь прекратились.

В конце ХII в. – начале XIII в. в половецком обществе усилились процессы феодализации и имущественного расслоения. Все больше кочевников оседали на земле. Все эти процессы были прерваны страшным бедствием XIII в. – монголо-татарским нашествием.

2. Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII – первая половина XV вв.

Половцы или куманы и печенеги составляли народ кипчаки. Они сыграли значительную роль в истории России, ибо долгое время господствовали в южных областях России. Согласно Абульгази Бахадур-хану, они были татарского происхождения, и их страна, простиравшаяся от реки Дон до Волги, называлась «Дашт-Кипчак». Он писал: «На юге расположены великие горы /Кавказ/, населенные кергизами /черкесы/ и аланами или акасами /осетины/, которые являются христианами и ве­дут бесконечные войны со своими соседями татарами».

Византийские источники подтверждают тот факт, что печенеги жили у рек Итил /Волга/ и Яик, откуда их прогнали объединенные силы асов и хазар. В результате они бежали на запад и, перейдя Дон, рассеялись среди венгров и обосновались на берегах Черного моря от Дона до Дуная, на востоке их соседями были родственные им куманы. Константин Порфирогенет писал: «Патонаоты /печенеги/ в древние времена /894 г./ назывались канга-рами. Они выступили против хазар, но потерпели поражение и были вынуждены, покинув свою страну, поселиться в стране тюрков /венгров/».

После вторжения Туши-хана, сына. Чингисхана в их страну Дешт-и-Кипчак, силы куманов и печенегов были окончательно подорваны, и они были вытеснены частью в Венгрию, частью к Каспийскому морю. Однако часть осталась под господством потомков Чингисхана в стране кипчаков, где оба народа смешались и дали начало народу Ногай, по имени их предводителя Нога.

Взятые вместе, приведенные выше свидетельства служат достаточным доказательством того, что куманы, печенеги и канглы принадлежали к одному и тому же татарскому роду, говорили на одном и том же татарском диалекте и, в конце концов, исчезли, дав начало ногайскому народу. Однако здесь есть историческая загадка: большинство имен половецких вождей, записанных в русских летописях, за исключением небольшого числа татарских и ногайских, являются черкесскими именами, принадлежавшими раз­личным родам в Кабарде и на Кубани. Поэтому весьма вероятно, что в те времена куманы и печенеги были в подчинении у черкесов и что их возглавляли черкесские князья. Особенно примечательно, что встречающиеся в летописях имена - в основном княжеские. Кроме того, известно; что дочери куманских князей отличались такой красотой, что многие великие русские князья, а также сам Стефан V, король Венгрии, брали их себе в жены. Это не могло относиться к татарским красавицам, которые вряд ли могли нравиться европейцам, которым был чужд этот тип красоты.

Если принять во внимание тот факт, что черкесы были многочисленным народом и проживали в тот период как в Крыму, так и на Кавказе, покажется странным, что ни один из историков не упоминает о них. Причиной этого может быть то, что они каким-то образом затерялись среди печенегов и половцев, так как мы знаем, что в 1317 году они проживали под названием кабари /кабардинские черкесы/ прямо рядом с куманами на севере Крыма около Таганрога. /Это свидетельство взято с исторической карты в библиотеке Вены, на которой их название помечено к востоку от куманов./ Более того, сохранилось старинное предание о бывшем господстве черкесов над ногайцами. Поэтому не исключено, что те, кого греческие авторы называли куманами, а русские хроники - половцами, были кипчакскими татарами, находившимися под господ­ством черкесских князей.

Впервые половцы появились в истории в 966 году во времена правления Владимира, когда они совершили набег на Россию. В этом походе им не повезло, так как Александр Попович, главнокомандующий Владимира, атаковал их ночью и убил Володара, предводителя половцев. Им пришлось вернуться домой с пустыми руками. Спустя 65 лет они вернулись под предводительством князя Сокола, и 2 февраля 1061 года произошла решающая битва, в которой они одержали убедительную победу над русскими. Дважды потерпев поражение от половцев, Святополк пытался заключить с ними мирный договор, что ему удалось сделать в 1094 году. Чтобы закрепить этот союз, он женился на дочери князя Тогоркана. Когда вскоре после этого Олег был изгнан из Чернигова, половцы поспешили ему на помощь под предводительством князей Бонджака и Курджа, совершили набег на Россию, где вызвали большие волнения. Через шесть дней после разрушения Усты, князь Тогоркан, тесть Святополка, взял в осаду Переяславль. Однако у реки Трубежа он был разбит, сам погиб от руки своего сына и был похоронен Святополком в Берестове. В свою очередь, Бонджак совершил неожиданное нападение на Киев и чуть было не захватил его, но вынужден был довольствоваться грабе­жом окрестностей и разрушением монастыря святого Стефана и дворца Всеволода Красного.

В следующем году все русские князья, кроме Олега, собрались в поход на половцев. Узнав о приготовлениях русских, половцы послали вперед Алтунопа, одного из самых способных командиров, на разведку, но его отряд был внезапно окружен русскими и перебит до единого человека.

Вскоре после этого 24 апреля 1103 года русские и половцы вновь встретились в сражении, но половцев обуял такой страх, что они бежали в полном беспорядке. На поле боя были найдены тела 20 половецких князей, трое из которых - Урусоба, Кореп и Сурбар, были известными воинами.

В 1106 году половцы снова совершили набег на Россию, но и этот поход оказался неудачным, потому что полководец Святополк догнал их в пути и отобрал всю добычу. В следующем году половцы совершают новый поход под предводительством Старого Шарукана и самого Бонджака. Но и на этот раз они встретили сильный отпор объединенных войск, так как между русскими князьями царило согласие.

В этих военных действиях были убиты многие поло­вецкие князья и среди них Тас и Сокур, братья Бонджака. Лишь каким-то чудом удалось бежать самому Шарукану. Русским же удалось захватить весь лагерь противника.

Когда в 1114 году Владимир Мономах взошел на трон, русские совершили нападение на объединенные силы половцев и печенегов на реке Дон, и последние потерпели такое жестокое поражение, что были вынуждены скрывать­ся у самого Владимира, который взял их к себе на службу.

В следующем году Ярополк, сын Владимира, вышел на войну и захватил три половецких города на Дону. Он вернулся домой с большим числом пленников из ясов /осетин/. Среди них была молодая девушка, на которой он женился и которую окрестили Еленой.

Пока был жив Владимир, половцы вели себя мирно, но после его смерти в 1125 году они возобновили свои набеги на Россию. В 1184 году князь Киева Святослав предложил выйти против половцев и, когда все князья согласились с ним, он объявил войну половцам. Многочисленная армия половцев, в которой насчитывалось более 417 князей, была разбита, и русские захватили семь тысяч пленников. В их числе были следующие тринадцать князей: Кобжак, Осалук, Бараж, Тарга, Данила, Башкард, Тарсук, Иссуг-лейб, Тереевич, Иксор, Алак, Атурги и его сын.

В 1211 году половцы совершили набег на Переяславль и нанесли ему значительный урон. Через пять лет, в 1215 году они предприняли еще один набег на Россию, вступили с русскими в бой, выиграли его и даже захватили в плен самого Владимира.

Наконец, в 1223 году Туши-хан, сын Чингисхана, и его военачальники - Сана-Ноян и Судай-Боядур появились на Кавказе и вступили в войну с аланами, с которыми половцы были в союзе. Но монгольский предводитель знал, как убедить половцев отказаться от этого союза и, таким образом, преуспел в битве против алан. Вскоре после этого монголы напали на половцев, которые быстро объедини­лись с ногайцами. В тот момент они были слишком слабы, чтобы оказать сопротивление монголам, и поэтому обратились к русским князьям за помощью. В битве с монголами объединенные силы половцев и ногайцев были разбиты, а их предводители Кобджакович и Канчокович были убиты.

Когда половцы были уже отброшены к реке Днепр, один из наиболее известных князей по имени Котек отправился к Мстиславу, своему зятю просить помощи. Монголы пытались помешать этому, но их эмиссары были убиты, и половцы получили необходимую помощь.

Наконец, объединенные войска русских и печенегов вступили в бой на реке Калке, в котором победу одержали монголы. Половцы бежали, вызвав тем самым панику в русских рядах. Все было кончено. В живых осталось не больше одной десятой части армии: только из Киева погибло шестьдесят тысяч человек. После этой решитель­ной битвы монголы смогли проникнуть вглубь России и дошли до Великого Новгорода. Затем, в 1229 году половцы, частью изгнанные, а частью покоренные, исчезли со страниц истории.

Имена половецких предводителей и князей, сохранивши­еся в русских летописях, в основном черкесские. Этот факт не противоречит историческим данным, согласно которым их прежнее местожительство находилось намного севернее, чем сегодня. Во-вторых, то, что черкесский язык был распространен во времена Константина Багрянородного на Западном Кавказе - факт, подтверждаемый им самим, так как упоминаемое им слово «Сапаксис» /с греческим окончанием/ - это то же слово,что черкесское «сапа», означающее пыль.

Согласно Клапроту, в русских хрониках сохранились следующие имена: Абарук, фамилия из абхазского племени; Аброко - другое, но непохожее на него имя из этого же племени.

Тарсук...

Курток /Курчок/ - фамилия, распространенная в аб­хазском племени.

Озалук /Залук/ - фамилия у кабардинцев. Канчокович...

Итлар, Елтарх - фамилия у кемиргоевцев. Курка /Кургоко/, известная фамилия, распространенная среди бесланеевцев. Сокол, княжеская фамилия у кумыков.

Кобран, фамилия в Кабарде.

Тогоркан...

Шарукан...

Урусоба...

Алак - распространенное имя.

Бонджак - фамилия у шапсугов в деревне Шмитт. Яросланоп - фамилия в Кабарде. Алтуноп - фамилия у абадзехов. Сурбар...

Атурги - фамилия у бесланеевцев. Когреп...

Блуиш - фамилия в племени кемиргой.

План

1. Великая Степь: печенеги, половцы и монголы.

Монгольское нашествие.

Улус Джучи.

Русь и Орда.

Внешняя политика русских князей.

Вспомним основной смысловой блок предыдущей лекции:

Как видим, Ярослав Владимирович основной интерес во внешней политике проявлял к западным странам и Византии. После того, как в 1036 году Великий князь Киевский разбил печенегов под Киевом, Степи и восточному направлению он уделял мало внимания. Повесть временных лет констатирует:«Одва одоле к вечеру Ярославъ. И побегоша печенези разно, и не ведяхуся, камо бежати, и овии тоняху въ Сетомли, ине же въ инехъ рекахъ, а прокъ ихь пробегоша и до сего дне». Часть печенегов ушла на запад к границам Византии, а часть – на восток, к Дону, где попала в зависимость от более сильных племён и потом была поглощена половцами.

Так же поступали и его потомки. Их контакты со Степью были эпизодичными и ситуативными. И Степь отомстила.

Перед тем, как приступать к изучению истории формирования и развития Древнерусского государства в XIII – XVI вв., необходимо разобраться со Степью.

Итак, кто такие печенеги, половцы и монголы? И какое влияние они оказали на Русь?

Печенеги, половцы и монголы.

Прежде чем приступать к изучению этой темы, необходимо познакомиться с одним учёным-историком.

Георгий Владимирович Вернадский , или Джордж Вернадский, George Vernadsky (1887 – 1973).

Русский и американский историк-евразиец, сын В.И. Вернадского. В период Гражданской войны (1917 – 1920) Вернадский преподавал в Перми, Киеве и в Симферополе. С сентября 1917 года – приват-доцент, с января 1918 года – ординарный профессор кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета. В 1918 году участвовал в разработке проекта устава Пермского университета. Читал общий курс русской истории XVIII века, вёл семинар «Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 г.». Эмигрировав из России в 1920 году, жил и работал в Константинополе, Афинах и затем в Праге, где преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета, совместно с Н.С. Трубецким и П. Н. Савицким разрабатывал теорию евразийства .

С 1927 года был научным сотрудником Йельского университета по истории России. В 1946 году получил звание профессора русской истории того же университета, в 1956 году ушёл на пенсию.

Вернадский имел сложную национальную идентичность, считая себя «украинцем и русским одновременно». Однотомный учебник «Русская история» Вернадского по истории России (1929) на Западе и сегодня считается классическим . (См.: Вернадский Г.В. Русская история. – / Г.В. Вернадский. – М.: Аграф, 1997. – 542 с. – ISBN 5-7784-0023-3).

Нас интересует его работа: Вернадский Г.В. «Mongols and Russia» (Монголы и Русь ) – Перевод с английского Е.П. Беренштейн, Б.Л. Губман, О. В. Строганова. / Г.В. Вернадский. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 476 с. – ISBN 5-85929-004-6.

В частности, утверждение, что«экспансия монголов стала последней великой волной западной эмиграции евразийских кочевников . Монголы последовали путём скифов, сарматов, гуннов; им предшествовали в понтийских степях печенеги и половцы. Арабская экспансия VII столетия была параллельным натиском иной группы кочевников.

Принимая во внимание масштабность территории, завоёванной монголами, мы можем сказать, что монгольская фаза кочевнической экспансии составила кульминацию этих натисков . Однако первоначальные монгольские племена, объединенные Темучином (Чингисханом) , были численно не сильнее печенегов и половцев».

Итак, Г.В. Вернадский предлагает такой алгоритм влияния Степи на Русь, а через неё – и на всю Европу:

Экспансия на земли Русипеченегов,

Экспансия на земли Русиполовцев

- экспансия на земли Русимонголов .

Всех их приносит историческая волна:

- в Х веке печенегов , которые вытесняют хазар и распространяют свою власть на Северное Причерноморье, Приазовье и Крым;

- в ХI веке половцев , которые частично ассимилируют, частично уничтожают и вытесняют печенегов и занимают их место;

- в XIII веке монголов , которые частично уничтожают, частично вытесняют половцев и оказывают сильнейшее влияние на правящую русскую элиту вплоть до конца XV века,

Печенеги. Из предыдущих лекций мы знаем, что печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия) – это союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трёх народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII – IX веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кыпчаков и хазар. Разгромив в IX веке в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанной. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по реке Стугна, Ярослав Мудрый по реке Рось.

Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племён приняли ислам, а два других, перейдя на византийские территории – христианство. В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам-мусульманам поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

Вспомните картину внутри- и внешнеполитических процессов Руси в конце XII и начале XIII веков в лекции № 4. Картину, которая характеризуется одним понятием – «Удельная Русь» .

Киевская Русь 1054 – 1132 гг.

В связи с ней необходимо сказать, что, подобно Западной Европе, Русь, несмотря на политические и территориально-экономические распри среди князей, добивалась постепенных экономических и культурных завоеваний.

Более того, её политические институты обеспечивали уникальность положения между восточными монархиями и западными феодальными государствами. Но внутренняя борьба князей и нарастающая опасность крестового похода с Запада серьёзно ставили под угрозу шансы Руси отвратить опасность нашествия с Востока.

Историческая картина двойной угрозы – с запада меченосцы и крестоносцы, с востока – монголы, достаточно адекватно описана другим учёным-евразийцем –Львом Николаевичем Гумилёвым .

Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992), советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. В 1930 – 1940-е годы, сочинял стихи и прозу; на рубеже 1950 – 1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях. Всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне. В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет.

Л.Н. Гумилёв в 1934 году

Четырежды арестовывался. В 1938 году после третьего ареста получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1944 году по собственному желанию вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года. Осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован. Несколько лет работал в Эрмитаже.

С 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ. С 1960-ых годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза , с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Крупным вкладом Гумилёва в науку считается теория периодического увлажнения центральной Евразии и популяризация истории кочевников. В исторических исследованиях Л.Н. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству.

Монография «Древняя Русь и Великая степь» .

Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с. – ISBN 5-244-00338-0.

Во вступлении со своеобразным названием «Оправдание книги» Л.Н. Гумилёв формулирует цель своей работы: «Ещё на первом курсе истфака автору пришла в голову мысль заполнить лакуну во Всемирной истории, написав историю народов, живших между культурными регионами: Западной Европой, Левантом (Ближним Востоком) и Китаем (Дальним Востоком) . Задача оказалась сверхсложной; её нельзя было решить без помощи географии, потому что границы регионов за исторический период неоднократно передвигались, этническое наполнение Великой степи и сопредельных с нею стран часто менялось как вследствие процессов этногенеза , так и из-за постоянных миграций этносов и вытеснения одних мировоззрений другими . Не оставалась стабильной и физико-географическая обстановка. На месте лесов возникали степи и пустыни, как из-за климатических колебаний, так и из-за хищнического воздействия человека на природную среду. Вследствие этого людям приходилось менять системы хозяйственной деятельности, что в свою очередь влияло на характер социальных взаимоотношений и культур. Да и культурные связи привносили в мироощущение населения Евразийского континента разнообразие, в каждую эпоху – специфическое».

Прослеживая причинно-следственные связи становления русской государственности, Л.Н. Гумилёв акцентирует внимание на следущем:

- В начале ХІІІ века в восточноевропейском ареале Евразии происходит не одно, а три события, определивших судьбу древнерусской государственности.

- В 1202 году рижский архиепископ Альберт учреждает рыцарско-монашеский Орден меченосцев , который явился авангардом крестового похода на восток, объявленного папой Целестином ІІІ.

- В апреле 1204 года английские, французские и апеннинские крестоносцы врываются в осаждённый Константинополь , и мировой центр православия перестаёт существовать.

https://youtu.be/aQwD3fdpNWE. Четвёртый крестовый поход. 09.42.

- В 1206 году на Великом курултае монгольских племён была провозглашена Яса , а хан Чингисова улуса Тэмуджин объявлен Чингис-ханом Великой степи.


Похожая информация.


4 737

Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и Аральскому морю.

Продолжая передвижение на запад, они кочевали между Уралом (Яик) и Волгой (Итиль), когда, между 889 и 893 гг. (по Константину Порфирогенету), они были изгнаны из страны совместной атакой хазар и огузов. Это привело к тому, что печенеги захватили «Лебедию», севернее Азовского моря, отобрав ее у мадьяр. Немного спустя, печенеги, возобновив свое продвижение на запад, вновь преследовали мадьяр в Ателькузу, то есть западной части русской степи, между Днепром и низовьем Дуная. К 900 г. печенеги уже кочевали между устьем Днепра и Дуная. В 934 г. они принимали участие в венгерском нашествии на Византийскую империю, во Фракии, в 944 г. – в походе русского князя Игоря в собственно Византию. В 1026 г. они перешли Дунай, но были рассеяны Константином Диогеном. В 1036 г. русский князь Ярослав Киевский нанес им крупное поражение, в результате которого они потеряли свое господство в степи, что заставило их вновь изменить свою позицию в отношении Византийской империи. В 1051 г. в силу этого давления и в ответ на продвижение огузов они снова напали на империю; новое нашествие имело место в 1064 г., когда они прошли через Фракию до ворот Константинополя. Настоящая драма для Византии началась тогда, когда она использовала наемников из числа язычников тюрков Европы для противостояния тюркам – мусульманам Азии, так как кровное родство тюрков-язычников было часто гораздо сильнее, чем их верность василевсу. Это произошло в 1071 г., накануне битвы при Малазкерте, когда отряды печенегов оставили службу императору Роману Диогену и перешли на сторону султана Алп Арслана. В Европе, во время правления Алексея Комнина, печенеги в 1087 г. совершили новое вторжение во Фракию, и дошли до Куле (между Аэносом и Константинополем), где они были обращены в бегство, оставив своего вождя Тзелгу на поле битвы. Алексей Комнин совершил ошибку, преследуя их, и был разбит в Дристре (Силистрия) (осень 1087 г). Империя была спасена в результате прибытия другой тюркской орды, кипчаков или половцев, которые продвигались из русских степей вслед за печенегами и разбили их на Дунае. Но так как все эти орды возвращались в Россию, печенеги, под давлением кипчаков, снова вступили во Фракию в 1088-1089 гг., дойдя до Ип-салы, южнее Адрианополя, где Алексей добился мира посредством откупа. В 1090 г. печенеги соединились с сельджукидами из Малой Азии для нападения на Константинополь через долину Маритцы, от Андрионополя до Аэноса, в то время как сельджукидская флотилия, хозяйка Смирны, атаковала побережье и из Никеи сельджукидская армия угрожала Никомедии.

Это было положение, напоминавшее времена Гераклия и Аваров, но теперь в Азии, как и в Европе Византия противостояла Тюркам, тюркам-язычникам в Европе и тюркам-мусульманам в Азии, соединившимся против империи узами общего происхождения. Печенеги зимовали близ Луле Бургаса, напротив византийских линий, которые отступили в Тчорлу. Вновь Алексей Комнин призвал на помощь кипчаков. Те, под командованием Тогор-така и Маниака, спустились из России во Фракию и напали на печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г. соединенные войска византийцев и кипчаков разбили армию печенегов на Лебурньоне. Это была практически «ликвидация» всего народа.

Оставшиеся печенеги, восстановившись в Валахии, предприняли уже последующим поколением, в 1121 году, новую инициативу, ограниченную территорией Болгарии, на севере Балкан, но были захвачены врасплох и уничтожены императором Иоаном Комнином весной 1122 г.

Печенеги были заменены в русских степях огузами и кипчаками.

Огузы – Гуззы по арабски, чьи азиатские потомки, известны как туркмены – кочевали на северо-востоке Каспия и севере Аральского моря. Один из кланов этого народа, а именно сельджукиды, в XI в., после принятия ислама, двинулись в поисках лучшей доли в Персию, где они основали великую тюркскую мусульманскую империю Тогрул-бека, Алп Арслана и Мелик – шаха. Другой огузский клан, оставаясь языческим, а именно, Озои, у византийских историков, сверг в том же XI веке господство печенегов на территории русской степи. Русские летописи впервые упоминают этих Огузов, под простым именем Торки, в 1054 г., одновременно с появление Половцев и Кипчаков.

Византийские историки отмечают, что в период правления византийского императора Константина X Дукаса, эти Озои перешли Дунай в 1065 г., численностью в 600 000 человек и опустошили Балканский полуостров до Тессалоников и Северной Греции, но вскоре были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние отряды огузов ушли на запад от Волги, где были окончательно подчинены, уничтожены и ассимилированы кипчаками.

Народ, называемый на тюркском языке – Кипчак, известен у русских как Половцы, у Византийцев их называли Команои, у арабского географа Идризи – Куманы, и наконец, у Венгров, они – Куны. Согласно Гардизи, они происходили из той части группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири, на среднем течении Иртыша, и возможно, по мнению Минорского, вдоль Оби.

Кимаки и огузы были, во всяком случае, близкородственными народами. (Кашгари отмечал, что те и другие отличались от остальных изменением звука внутреннего «у» в «dj». К середине XI в., Кипчаки, отделившись от основной массы Кимаков, эмигрировали в направлении Европы. В 1054 г., как мы видели, русские летописи впервые отмечают их присутствие в степях севернее Черного моря, как и Огузов. Кипчаки разбили Огузов и теснили их перед собой. Кипчаки использовали победу Огузов над Печенегами и, когда Огузы были разбиты Византийцами и Булгарами во время неудачного нашествия на Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки оказались единственными хозяевами русских степей. В 1120-1121 годах Ибн аль-Атхир наделяет их этим наименованием, и как союзников Грузин. В это же время, монгольские кланы, близкородственные Киданям и менее близкие с мигрировавшими на запад Каракитаями, пришли с китайско-маньчжурских границ в район р. Урала и Волги, где соединились с основной массой кипчаков, среди которых они играли организаторскую роль и имели статус правящего класса; однако, очень скоро они ассимилировались, восприняв тюркский образ жизни, с чисто кипчакским элементом. Кипчаки остались хозяевами русских степей вплоть до нашествия полководцев Чингиз-хана в 1222 г. Мы видим, что в это время, под влиянием русских, некоторые предводители кипчаков начали принимать христианство. Мы увидим также, что кипчаки оставили свое имя в монгольской Руси, так как Чингизханидское государство, созданное в этой стране, называлось Кипчакское ханство.

Необходимо отметить, что достижением Византийской империи является ее способность сопротивляться на протяжении веков нашествию многочисленных орд, которые обрушивались на ее границы. От Аттилы до Огузов, все эти Тюрки и Монголы, представляли значительно более грозную опасность для христианской цивилизации, чем события 1453 г.

Тартария: Некоторые факты I

Тайная оккупация немцами Русского Севера в годы ВО...

Падение Фатты на Землю

И еще раз о Либерии Иоанна Грозного...



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний