Крылов иван андреевич произведения список. Иван крыловлучшие басни для детей

Главная / М. Е. Салтыков-Щедрин

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Волк и Пастухи

Волк, близко обходя пастуший двор
И видя, сквозь забор,
Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнёхонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»

Водопад и Ручей

Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.

Мальчик и Змея

Мальчишка, думая поймать угря,
Схватил Змею и, воззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря:
«Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.
На сей раз бог простит; но берегись вперёд
И знай, с кем шутишь!»

Овцы и Собаки

В каком-то стаде у Овец,
Чтоб Волки не могли их более тревожить,
Положено число Собак умножить.
Что ж? Развелось их столько, наконец,
Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,
Но и Собакам надо ж есть.
Сперва с Овечек сняли шерсть,
А там, по жеребью, с них шкурки полетели,
А там осталося всего Овец пять-шесть,
И тех Собаки съели.

Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно.
***
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Туча

Над изнурённою от зноя стороною
Большая Туча пронеслась;
Ни каплею её не освежа одною,
Она большим дождём над морем пролилась
И щедростью своей хвалилась пред Горою,
«Чтo? сделала добра
Ты щедростью такою? –
Сказала ей Гора. –
И как смотреть на то не больно!
Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
Ты б область целую от голоду спасла:
А в море без тебя, мой друг, воды довольно».

Крестьянин и Лисица (Книга восьмая)

Лиса Крестьянину однажды говорила:
«Скажи, кум милый мой,
Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,
Что, вижу я, она всегда с тобой?
В довольстве держишь ты её и в холе;
В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;
А ведь из всех зверей
Едва ль она не всех глупей». –
«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –
Крестьянин отвечал. – Всё это суета.
Цель у меня совсем не та:
Мне нужно, чтоб она меня возила,
Да чтобы слушалась кнута».

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда - висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Сокол и Червяк

В вершине дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался:
«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!
Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?
Какая у тебя и воля и свобода?
И с веткой гнёшься ты, куда велит погода». –

«Тебе шутить легко, –
Червяк ответствует, – летая высоко,
Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;
Но мне судьба дала достоинства не те:
Я здесь, на высоте,
Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

Собака и Лошадь

У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоём другого не слыхать:
И можно ли тебе равняться в чём со мною?
Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:
Днём стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу».
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин, заводясь домком,
Купил на ярмарке подойник да корову
И с ними сквозь дуброву
Тихонько брёл домой просёлочным путём,
Как вдруг Разбойнику попался.
Разбойник Мужика как липку ободрал.
«Помилуй, – всплачется Крестьянин, – я пропал,
Меня совсем ты доконал!
Год целый я купить коровушку сбирался:
Насилу этого дождался дня».
«Добро, не плачься на меня, –
Сказал, разжалобясь, Разбойник.
И подлинно, ведь мне коровы не доить;
Уж так и быть,
Возьми себе назад подойник».

Лягушка и вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?»
Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» -
«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.
Ну, каково?
Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего».-
«Ну, как теперь?» - «Все то ж». Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и - околела.

***
Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин?

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский поэт, автор более 200 басен, публицист, занимался издательством сатирико-просветительских журналов.

Детство

Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.

Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.

Образование

У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.

Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.

А вот, что его сильно привлекало в подростковом возрасте, – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.

Трудовая деятельность

Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).

Литературная деятельность

В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.

Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.

В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

  • «Почта духов»;
  • «Зритель»;
  • «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.

Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.

Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:

  • «Волк и Ягнёнок»;
  • «Ворона и Лисица»;
  • «Стрекоза и Муравей»;
  • «Лебедь, Рак и Щука»;
  • «Мартышка и очки»;
  • «Квартет».

Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.

Последние годы жизни

В последние годы своей жизни Крылов был на хорошем счету у царской власти, получил должность статского советника и имел предостаточное пенсионное пособие. Он разленился, не стеснялся слыть неряхой и обжорой. Можно сказать, что весь его талант под конец жизни растворился в гурманстве и лени.

Официально Крылов не был никогда женат, но его современники утверждали, что он жил в гражданском браке со своей кухаркой Феней, и от него она родила дочь Сашу. Когда Феня умерла, Саша жила в доме Крылова, потом он выдал её замуж, нянчил детишек и после смерти всё своё состояние отписал Сашиному мужу.

(оценок: 2 , среднее: 3,00 из 5)


Имя:
Крылов Иван Андреевич
День рождения: 13 февраля 1769
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 21 ноября 1844
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя

Биография Крылова Ивана Андреевича

Иван Крылов родился в 1769 году в семье армейского офицера в Москве. О писателе осталось очень мало данных. Все, что о нем известно, рассказывали современники. Поэтому в его биографии много пустых пробелов.

Когда Крылов был маленьким, его семья постоянно переезжала с места на место. Они проживали в Твери и были
очень бедны. Ситуация стала еще более плачевной и трагичной, когда в 1778 году умер отец Крылова.

Обучением мальчика занимался отец, после его смерти Крылов ходил к домашним учителям, приходящим к обеспеченной семье по соседству.

Он работал подканцеляристом в Калязинском нижнем земском суде, позже — в Тверском магистрате.

Когда семья переехала в Питер, мать ради сына делает все возможное, чтобы он получил хорошую должность, и его берут в Петербургскую Казенную палату мелким чиновником. Сам Крылов активно занимался самообучением.

Творчество Ивана Крылова, вместе с работами Александра Пушкина и Александра Грибоедова, считается началом литературного реализма России.

Первые работы Крылова — драматические произведения, написанные в период 1786-1788. Сюда входят «Кофейница», «Бешеная семья», «Проказники», и многие другие. К сожалению данные произведения не получили признательность читателей.

В 1788 году Крылов уходит со службы и начинает работать журналистом. В 1789 году выходит его сатирический журнал «Почта духов». В итоге журнал запрещают, так как Крылов представляет чиновников в образе разных животных и умело их высмеивает. В 1791 году вместе с друзьями он выпускает еще несколько журналов, однако и их закрыли. Сохранилась информация о том, что Крылову пришлось общаться с самой Екатериной II из-за скандальных журналов.

В 1793 году Крылов возвращается в Москву. С 1795 года, по некоторым сведениям, ему запретили проживать в Питере и Москве.

В 1797 году он служит у князя Галицына личным секретарем и вместе с его семьей отправляется в ссылку. Когда князя назначили генерал-губернатором Лифляндии, Крылов в течение последующих нескольких лет работает управителем дел канцелярии.

Возвращается к литературе Крылов в 1800 году. Он написал антиправительственную шуточную работу под названием «Подщипа, или Триумф». Ее, конечно, запретила цензура, но все равно она стала самой популярной пьесой.

В 1806 году Крылов опять переезжает в Питер. В период с 1806 по 1807 год он пишет две комедии — «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые также получили большой успех.

Известен же Крылов благодаря своим басням. Впервые он пробует себя в этой области в 1805 году, когда переводит несколько басен Лафонтена. В 1809 году впервые выходит сборник басен. Именно в этот период началась активна
я деятельность Крылова в сфере сочинительства басен. Он прочувствовал, что такое настоящая слава, ведь его произведения издаются даже в Париже.

Крылов был весьма неординарной личностью. Он часто становился главным героем анекдотов и баек даже в те времена. У него было множество пороков, как чревоугодие, неопрятность, которых он не только не боялся, но и всячески выставлял.

Он всю жизнь учился, развивался. Два языка, английский и древнегреческий, он изучал до конца своей жизни. Его уважали и ценили даже те, кто не разделял его взглядов на то, как должно выглядеть творчество.

Скончался Иван Крылов в 1844 год. Его похоронили в санкт-петербургской Александро-Невской лавре.

Документальный фильм

Вашему вниманию документальный фильм, биография Крылова Ивана Андреевича.

Библиография Крылова Ивана Андреевича

Басни

  • Алкид
  • Апеллес и ослёнок
  • Бедный богач
  • Безбожники
  • Белка (известны две басни про белку)
  • Богач и Поэт
  • Бочка
  • Бритвы
  • Булат
  • Булыжник и Алмаз
  • Бумажный змей
  • Василек
  • Вельможа
  • Вельможа и Поэт
  • Вельможа и Философ
  • Водолазы
  • Водопад и Ручей
  • Волк и Волчонок
  • Волк и Журавль
  • Волк и Кот
  • Волк и Кукушка
  • Волк и Лисица
  • Волк и Мышонокv
  • Волк и Пастухи
  • Волк и Ягнёнок
  • Волк на псарне
  • Волки и Овцы
  • Ворона
  • Ворона и Курица
  • Вороненок
  • Воспитание Льва
  • Голик
  • Госпожа и две Служанки
  • Гребень
  • Два голубя
  • Два Мальчика
  • Два Мужика
  • Две бочки
  • Две Собаки
  • Демьянова уха
  • Дерево
  • Дикие Козы
  • Дуб и трость
  • Заяц на ловле
  • Зеркало и Обезьяна
  • Змея и Овца
  • Камень и Червяк
  • Квартет
  • Клеветник и Змея
  • Колос
  • Комар и Пастух
  • Конь и Всадник
  • Кот и Повар
  • Котел и Горшок
  • Котенок и Скворец
  • Кошка и Соловей
  • Крестьяне и Река
  • Крестьянин в беде
  • Крестьянин и Змея
  • Крестьянин и Лисица
  • Крестьянин и Лошадь
  • Крестьянин и Овца
  • Крестьянин и Работник
  • Крестьянин и Разбойник
  • Крестьянин и Собака
  • Крестьянин и Смерть
  • Крестьянин и Топор
  • Кукушка и Горлинка
  • Кукушка и Петух
  • Кукушка и Орёл
  • Купец
  • Лань и Дервиш
  • Ларчик
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Лев и Барс
  • Лев и Волк
  • Лев и Комар
  • Лев и Лисица
  • Лев и Мышь
  • Лев и Человек
  • Лев на ловле
  • Лев состарившийся
  • Лев, Серна и Лиса
  • Лиса-строитель
  • Лисица и Виноград
  • Лисица и Куры
  • Лисица и осел
  • Лисица и Сурок
  • Листы и Корни
  • Любопытный
  • Лягушка и Вол
  • Лягушка и Юпитер
  • Лягушки, просящие царя
  • Мальчик и Змея
  • Мальчик и Червяк
  • Мартышка и очки
  • Медведь в сетях
  • Медведь у Пчел
  • Мельник
  • Механик
  • Мешок
  • Мирская сходка
  • Мирон
  • Мор Зверей
  • Мот и Ласточка
  • Музыканты
  • Муравей
  • Муха и дорожные
  • Муха и Пчела
  • Мышь и Крыса
  • Обед у медведя
  • Обезьяна
  • Обезьяны
  • Овцы и Собаки
  • Огородник и Философ
  • Оракул
  • Орёл и Крот
  • Орёл и Куры
  • Орёл и Паук
  • Орёл и Пчела
  • Осел и Заяц
  • Осёл и Мужик
  • Осёл и Соловей
  • Откупщик и Сапожник
  • Охотник
  • Павлин и соловей
  • Парнас
  • Пастух
  • Пастух и море
  • Паук и Пчела
  • Петух и Жемчужное зерно
  • Пёстрые овцы
  • Пловец и Море
  • Плотичка
  • Подагра и Паук
  • Пожар и Алмаз
  • Похороны
  • Прихожанин
  • Прохожие и Собаки
  • Пруд и Река
  • Пустынник и Медведь
  • Пушки и Паруса
  • Пчела и Мухи
  • Разборчивая невеста
  • Раздел
  • Роща и огонь
  • Ручей
  • Рыбья пляска
  • Рыцарь
  • Свинья
  • Свинья под Дубом
  • Синица
  • Скворец
  • Скупой
  • Скупой и Курица
  • Слон в случае
  • Слон на воеводстве
  • Собака и Лошадь
  • Собака, Человек, Кошка и Сокол
  • Собачья дружба
  • Совет Мышей
  • Сокол и Червяк
  • Соловьи
  • Сочинитель и разбойник
  • Старик и трое молодых
  • Тень и Человек
  • Троеженец
  • Тришкин кафтан
  • Трудолюбивый Медведь
  • Филин и Осёл
  • Фортуна и Нищий
  • Хмель
  • Хозяин и Мыши
  • Цветыветы
  • Червонецv
  • Чиж и Ёж
  • Чиж и Голубь
  • Щука и Кот
  • Щука и мышенок
  • Ягнёнок

Другие сочинения

  • 1783 — Кофейница (либретто комической оперы)
  • 1786 — Бешеная семья (комедия)
  • 1786-1788 — Сочинитель в прихожей (комедия)
  • 1786-1788 — Проказники (комедия)
  • 1786-1788 — Филомела (трагедия)
  • 1788 — Американцы (комедия, совместно с А. И. Клушиным)
  • 1792 — Каиб (сатирическая повесть)
  • 1792 — Ночи (сатирическая повесть; незакончено)
  • 1798-1800 — Трумф
  • 1801 — Пирог (комедия)
  • 1806 — Модная лавка (комедия)
  • 1807 — Урок дочкам (комедия)
  • 1807 — Илья-бога­тырь (комедия)
  • Лягушки, просящие царя (басня)
  • 1805 — Стрекоза и муравей (басня)

Басня - один из древних видов художественных произведений, берущий свое начало с III тысячелетия до н.э. из шумерской и вавилонской литературы. В основе басни всегда заложена мораль и повествование.

Басня изобличает темные стороны человеческого характера, а так как эти пороки не властны над временем, то сказания басен прошлых лет актуальны и поныне. Они помогают развивать у детей моральные и этические качества и несут в себе немалую воспитательную роль, наставляя на путь истинный.

Основателем басни считается Эзоп — античный поэт-баснописец Древней Греции (VI-V века до нашей эры), писавший свои произведения в прозе. Оригинальные сюжеты и мудрость его произведений, прошедшие через многие века, послужили основой для сюжетов других известных авторов-баснописцев Ж. Лафонтена и И.А. Крылова.

Читать Басни онлайн

В данном разделе Вы найдете лучшие подборки басен Крылова, Эзопа, Ж. Лафонтена, для детей любого возраста, которые будут полезны в процессе развития и воспитания ребенка.

Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы.

Из истории басен

Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена. Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.

Герои повествований

Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми. Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска». В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.

Особенность творений поэта

Басни Крылова - короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев. Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи - памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»). Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.

Характеристика «Квартета»

Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.

Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом. Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.

Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»

Рассматривая басни Крылова, нельзя оставить без внимания его известное сатирическое творение «Лебедь, рак и щука» (1814). В сюжете произведения прослеживается тонкий намёк на события, происходящие в те времена в России - возмущение российского народа раздором, царившим в Государственном совете. Начинается басня с короткого трёхстрочного назидания, смысл которого заключается в простой истине: если среди друзей нет согласия, тогда за что бы они ни взялись, ничего у них не получится. Именно во вступлении Крылов и выразил мораль басни. Далее следует само повествование о том, как щука, рак и лебедь впряглись в воз, однако так и не смогли сдвинуть его с места, ведь каждый из них тянул его в свою сторону. Басня является одним из наиболее известных творений поэта, она стала популярной ещё при его жизни и остаётся таковой по сегодняшний день. Последняя строчка басни «а воз и ныне там» превратилась в крылатую фразу, символизирующую отсутствие единства в мыслях и действиях, а главные персонажи стихотворения стали героями многочисленных карикатур.

В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году. На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его. Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала. Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.

Другие известные басни

Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.

Мораль басни «Мартышкины очки» в том, что люди, не разбирающиеся в деле, за которое берутся, выглядят смешно. В сатирическом произведении в образе мартышки высмеиваются невежды, а очки отождествляются со знаниями. Люди, не понимающие ничего в науке и берущиеся за неё, своей глупостью только смешат окружающих.

Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний