Эмпатия не требует ничего дополнительного. Как развить эмпатию? Упражнения и виды эмпатии

Главная / Михаил Булгаков

Уже несколько лет в Ford Motors Company инженерам, а это в основном мужчины, предлагают время от времени носить Empathy Belly, накладной живот беременной женщины, чтобы они на себе ощутили, что чувствуют беременные, в том числе боль в спине, давление на мочевой пузырь и 10-15 кг лишнего веса. Они даже чувствуют, как брыкается «плод». Идея в том, чтобы инженеры могли представить себе, какие трудности эргономического рода испытывает беременная женщина при вождении: теснота, изменение осанки и центра тяжести, неповоротливость в целом.

Не известно, стали ли «форды» в результате лучше и оценили ли старания компании потребители, но инженеры утверждают, что им это полезно. Они также пробуют на себе - с помощью костюма старости, - что такое размытое зрение и негнущиеся суставы пожилых водителей. Эти переодевания позволяют «поставить себя на место другого», что, как утверждал Генри Форд, сыграло главную роль в успехе его бизнеса.

Эмпатия - последний писк моды; она охватила не только Ford и не только инженеров. Она - основа основ дизайнерского мышления и изобретательства. Она преподносится как важное для руководителя качество - то, что помогает ему оказывать влияние на организацию, предвидеть реакцию разных групп интересов, отвечать ­запросам подписчиков в социальных сетях и даже лучше проводить совещания.

Но недавние исследования доказывают, что все эти восторги не слишком обоснованы. Без эмпатии и правда невозможно управлять другими. Но все хорошо в меру, перебор даже в таком деле может плохо отразиться на работе и отдельных людей, и организации в целом.

Проблема 1: эмпатия выматывает

Подобно любой сложной когнитивной задаче - когда, например, надо держать в голове множество самой разной информации или сосредоточиться среди шума и суеты, - эмпатия истощает наши душевные силы. Поэтому работа, требующая постоянного проявления эмпатии, может вызвать «усталость от сочувствия», то есть из-за постоянного напряжения лишить человека способности сопереживать, и привести к эмоциональному выгоранию.

Специалисты, занятые в области медицинской и социальной помощи - врачи, медсестры, соцработники, персонал исправительных учреждений, - входят в группу риска, поскольку эмпатия составляет суть их работы. Как показало исследование работы медсестер хосписа, главные факторы «усталости от сочувствия» - психологические: тревога, эмоциональные травмы, склонность жертвовать своими потребностями ради чужих. Сверхурочная работа и чрезмерная нагрузка тоже играют роль, но меньшую, чем считается. Опрос корейских медсестер показал, что ощущение «усталости от сочувствия» свидетельствовало об их намерении в скором будущем уйти с работы. Другие исследования медсестер выявили и иные последствия «усталости от сочувствия»: невыходы на работу и частые ошибки при выдаче лекарств.

К группе риска относятся также сотрудники благотворительных фондов и других НКО вроде приютов для животных. Надолго в таких организациях люди не задерживаются, отчасти из-за специфики самой деятельности, которая требует эмпатии, а также низких зарплат, из-за которых эта работа больше похожа на самопожертвование. Более того, в обществе сформировались весьма жесткие представления о том, что должны и не должны делать НКО, и любая их попытка работать как обычный бизнес - скажем, инвестировать в свое развитие, чтобы бесперебойно функционировать, - воспринимается в штыки. Предполагается, что НКО достаточно самоотверженного и бесконечного сострадания их сотрудников к своим подопечным.

Но и в других сферах без сочувствия к людям - никуда. Менеджеры, чтобы мотивировать своих профессионалов, должны понимать, чем живут эти люди, к чему стремятся, какой смысл видят в своей деятельности. Специалисты по работе с клиентами должны все время успокаивать потребителей, которые по телефону жалуются на свои проблемы. Эмпатия выматывает на любой работе, предполагающей сочувствие к людям.

Проблема 2: одни выигрывают, другие проигрывают

Эмпатия не только истощает душевные и интеллектуальные силы - она исчерпывает саму себя. Чем теснее у человека эмоциональная связь с супругой, тем больше он отдаляется от своей матери. Чем больше для него значит мать, тем меньше у него эмоций для сына.

Исследователи изучили, как эмоциональные отношения на работе отражаются дома. Для этого они опросили 844 человека разных профессий, в том числе парикмахеров, пожарных и телефонистов. Оказалось, что людям, с которыми коллеги на работе часто делились своими проблемами и тревогами, труднее было вникать в дела домашних. Они чувствовали себя эмоционально опустошенными и признавались, что на работе им не продохнуть от чужих забот.

Бывает, испытывая эмпатию к «своим», мы утрачиваем способность сочувствовать тем, кто не входит в наш ближайший круг. Из-за неравномерного распределения сил и времени образуется перекос, и он увеличивается, поскольку «запасы» нашей эмпатии небезграничны: если свои чувства мы в основном расходуем на «своих», то наша с ними связь крепнет, а желания общаться с посторонними становится все меньше.

Возникает и другой эффект, несколько более неожиданный: агрессия «своих» по отношению к «чужим». Мы с Николасом Эпли из Чикагского университета исследовали реакцию людей на группу террористов, то есть «чужих», причем самых ужасных. Добровольцев мы разделили надвое: одних разместили с друзьями (в этом случае включилась эмпатическая связь), других - с незнакомыми. Участников эксперимента мы спросили, насколько они согласны с утверждением, что террористы - не люди, можно ли их пытать, имитируя утопление, и какой силы удар током для них допустим. Находившиеся в комнате вместе с друзьями оказались самыми кровожадными: они решительнее настаивали на пытках и унижении террористов.

Хотя в нашем эксперименте мы исследовали экстремальную ситуацию, его вывод применим и к организациям. Иногда сочувствие к коллегам провоцирует агрессию по отношению к другим людям. Чаще всего «своим» просто не хочется тратить душевные силы на «чужих», и из-за этого люди пренебрегают возможностями сотрудничества между отделами или организациями.

Проблема 3: эмпатия ­искажает нравственное чувство

И наконец, эмпатия иногда заставляет людей делать этически неверные суждения. Это подтверждает и исследование реакции на террористов. Но часто дело не в агрессии к «чужим», а в чрезмерной лояльности к «своим». Когда мы смотрим на вещи глазами близких нам людей, мы невольно воспринимаем их интересы за свои. И тогда мы можем не заметить их ошибок или повести себя не лучшим образом.

Как показывают результаты многих исследований, люди чаще жульничают ради других, не себя. Они оправдывают свою нечестность мнимым альтруизмом. Дело усугубляется, когда они хотят помочь тому, кто оказался в трудном положении или с кем несправедливо обошлись: они еще охотнее лгут или мошенничают ради того, кому сочувствуют.

На работе эмпатия по отношению к коллегам заставляет скрывать разного рода злоупотребления, и когда тайное становится явным, обычно происходят громкие скандалы. Во многих организациях жестокость, сексуальные домогательства, мошенничество выявляли посторонние, которые никак не были связаны с виновными.

Вместе с Лианой Янг и Джеймсом Дангэном из Бостонского колледжа я изучал, как ­лояльность сказывается на завсегдатаях Mechanical Turk - онлайн-рынка труда компании Amazon, на котором работодатели за деньги предлагают ­пользователям задания. В начале исследования мы попросили одних добровольцев написать эссе о лояльности, других - о справедливости. Затем и те, и другие узнавали, что некоторые их коллеги по Mechanical Turk откровенно халтурят. Писавшие о лояльности не спешили выдавать нечестных знакомых. Этот результат дополняет вывод другого исследования, показавшего, что взяточничество больше всего распространено в странах, в которых особенно ценится коллективизм. Принадлежность к группе часто заставляет людей мириться с нарушениями, не ощущать за них ответственности, которая словно лежит на всех и ни на ком конкретно.

Значит, эмпатия к «своим» может противоречить принципу всеобщей справедливости.

Держать эмпатию на коротком поводке

Кажется, от этих трех проблем не избавиться никогда. Но менеджеры могут принять кое-какие меры и смягчить их проявление.

Найдите меру эмпатии. Для начала попросите сотрудников сосредоточиться на конкретной группе людей, а не входить в положение всех и вся (кто-то больше расположен к клиентам, кто-то - к коллегам). Тогда отношения и обсуждение точек зрения не будут эмоционально выматывать, как прежде. Кроме того, распределив «сочувствие» между сотрудниками, вы в сумме добьетесь большего. Для каждого отдельного человека эмпатия - ограниченный ресурс, но если речь идет о всей компании, она безгранична.

Не превращайте эмпатию в самопожертвование. Повышение или снижение «порога» эмпатии во многом зависит от психологического настроя. Например, если, ведя переговоры, мы считаем, что наши интересы противоречат интересам другой стороны, то главным для нас становится вопрос, кто кого победит. (И часто переговоры заходят в тупик именно потому, что оппоненты видят лишь то, что их разделяет.) Негативный настрой не только мешает нам понимать других и правильно реагировать на их слова и действия, но и заставляет нас чувствовать себя так, будто мы проиграли, если не получили своего. Разочарования можно избежать, если стремиться к взаимовыгодному решению.

Вот пример. Переговоры о зарплате между менеджером отдела персонала и кандидатом на должность превратятся в бесконечное, ­выматывающее противоборство, если оба имеют в виду только деньги, причем разные. А если предположить, что для кандидата важнее всего получить постоянную работу, а для менеджера - сократить текучесть кадров, то обоим было бы выгодно дополнить договор пунктом о гарантии занятости для кандидата.

Эмпатия - истощаемый ресурс, но его можно экономить. Если не идти на поводу у своих ощущений и настроения, а задавать вопросы, то можно находить оптимальные решения.

Давайте людям передышку. Я преподаю два предмета - «управление» и «организации», и меня возмущает, что студенты относятся к ним - к проблемам руководства, коллективной работы и переговоров - как к вспомогательным «человеческим» дисциплинам. Понимать потребности, интересы и желания людей и отзываться на них - это самая трудная на свете работа. Сколько бы ни говорили о том, что эмпатия возникает естественным образом, нужно большое душевное усилие, чтобы узнать, что у другого на уме, и отреагировать с сочувствием.

Людям надо отдыхать от технической, аналитической и механической работы. От эмпатии - тоже. Подумайте, как ваши подчиненные могли бы отдыхать от нее. Недостаточно разрешать собственные проекты (и из-за которых нагрузка только растет), как делают в Google с ее политикой 20-процентного времени «на себя». Позвольте людям какое-то время уделять только тому, что интересно им самим. Согласно выводам недавнего исследования, люди, которые часто берут такую паузу, больше сопереживают другим. Когда они восстанавливают душевные силы, им легче вникать в проблемы окружаюших.

Как дать подчиненным передышку, чтобы они на какое-то время перестали думать о других? В некоторых компаниях покупают «капсулы для медитации и­ релаксации» вроде камер Orrb Technologies: в них можно отгородиться от мира, причесать мысли, восстановить силы. В компании McLarren водителей суперкаров F1 в таких камерах учат концентрировать внимание. А производитель электрооборудования Van Meter нашел более простой способ: когда люди уходят в отпуск, их электронную почту отключают, чтобы ничто не вторгалось в их личное пространство.

Несмотря ни на что, эмпатия на работе нужна как воздух. Поэтому начальники должны следить, чтобы подчиненные расходовали ее в меру.

Когда вы пытаетесь встать на место другого человека, не надо представлять себе, что он чувствует, лучше поговорить с ним о его чувствах и проблемах, - это утверждает Николас Эпли в книге «Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди». Правильность его совета подтверждается выводами недавнего исследования. Его участников спрашивали, могут ли, по их мнению, слепые жить и работать без посторонней помощи. Часть опрашиваемых, прежде чем ответить на вопрос, должна была с завязанными глазами выполнить некоторые «физические» задания. Добровольцы, побывавшие в роли слепых, оценивали их возможность жить самостоятельно ниже остальных. Они невольно представляли себя в таком положении (в котором им было бы очень трудно). Остальные же пытались понять, что для слепого значит быть слепым. Этот вывод объясняет, почему идея компании Ford, заставляющей своих инженеров носить Empathy Belly, не слишком плодотворна: разработчики могут неверно оценить трудности, с которыми сталкиваются за рулем беременные женщины. Беседовать с людьми - спрашивать о том, что они чувствуют, что думают, чего хотят, - правильнее: именно так можно сделать самые точные выводы. Этот метод не требует особых усилий, ведь в таком случае не надо строить догадки, достаточно просто собирать информацию. Так проявлять эмпатию - куда более разумно.

Эмпатия представляет собой сознательное сопереживание другому человеку. Таким образом, термин «эмпат» подразумевает индивидуума, который может переживать за иного человека. Эмпатия как сопереживание значительно отображается в дальнейшем формировании и развитие так называемого эмоционального .

Имеется в виду, что она делает возможной оценку состояния эмоций иного индивидуума, опираясь на его мимику, жесты и выражения. Однако, помимо непосредственного анализа, эмпатия также делает возможным само понимание эмоций другого человека или группы людей.

Специалисты отмечают, что такое свойство полезно людям, чья работа связана с контактированием с людьми – менеджеры, врачи, педагоги, воспитатели. При этом свойство эмпатии закладывается и практически прекращает развиваться в дальнейшем уже в детском возрасте. Также стоит подчеркнуть тот факт, что для развитых эмпатов опасным чувством является страх.

Это объясняется тем, что такие люди не избавляются от своего или же чужого страха легко, постоянно отыскивая свои личные методы коррекции состояния. Они также некомфортно чувствуют себя в различных конфликтных ситуациях, поскольку эмпатам не свойственная склонность к борьбе. Чаще всего они предпочитают отойти в сторону. Уступить даже ценой своих собственных интересов.

Эмпатия крепко взаимосвязана с понятием симпатии. Каждый человек непроизвольно тянется лишь к тем, кто способен его понять и сопереживать, при этом отталкивая от себя других людей. Любой индивид стремится видеть вокруг себя лишь тех, кто всецело понимает его и принимает лишь таким, каков он есть на самом деле.

Формирование и развитие эмпатии

Принято выделять несколько уровней способности к сопереживанию. Конечно, несмотря на все трудности можно развивать в себе эмпатию, однако если человек ранее не владел этим качеством, то для него это становится в крайней степени затруднительно. Нельзя в одно мгновение изменить для себя весь мир и научится смотреть на него иначе, чувствуя эмоции других людей. Формирование и развитие эмпатии происходит лишь со временем, а также требует немалых усилий и внимания.

Следует понимать, что эмпатия не ограничивается простым пониманием и сочувствием – это полное понимание, всех ощущений другого человека так, будто это происходит с вами же на самом деле. Эмпатия как форма сопереживания заключает в себе умение очень тонко чувствовать весь спектр переживания абсолютно чужой, посторонней жизни.

Развитие способности к эмпатии может заключаться в нескольких этапах. Первый из них подразумевает формирование навыков распознавания различных эмоций и чувств другого человека. Для этого необходимо уметь выделять жесты людей, нотки и тон голоса, которые всегда подсказывают и дают понять, в каком состоянии находится человек и что он ощущает на самом деле.

Следует помнить, что понятие эмпатии базируется на способности перекладывания чужого мира и эмоциональных всплесков на себя самого. Это достаточно сложно, так как потребует дополнительные изучения особенностей мимики, жестов и тембра голоса. Вы можете начать практиковаться на своих знакомых и близких: встречайтесь с ними как можно чаще, научитесь связывать их движения и привычки с настроением, отмечайте каждую деталь в их внешности, поскольку любая мелочь может о многом рассказать.

Следующий уровень эмпатии всегда наиболее сложный. Он подразумевает уже конкретное овладение определенными навыками, своеобразное вживание в «роль». Смысл заключается в том, чтобы перенять на себя все повадки человека, которого вы желаете хорошо прочувствовать. Вы должны научиться повторять его голос, манеру речи, жесты и мимику, некоторые другие особенности, которые выражают его эмоциональный настрой. Для достаточно легкого, но вместе с тем сильного «внедрения» в образ чужой личности необходима сильная эмоциональная реакция.

Когда эмпат словно «сливается» с личностью, которой он сопереживает, он способен не только чувствовать ее состояние и эмоции, но также и предугадать дальнейшее поведение в будущем. О таких людях говорят, что они проживают чужую жизнь полностью, ощущая все эмоции и всплески, но при этом не осуждая данного человека и не подвергая его критике.

Последний уровень развития эмпатии является не только заключительным, но и самым важным. Дело в том, что настоящий эмпат обладает способностью не только входить в состояние сопереживания, но также и контролировать его. Смысл данной способности заключается в том, что таким образом эмпат может вывести себя из определенного негативного состояния, если оно является для него губительным.

В то же время такой человек может также вывести из негативного состояния и того индивидуума, которому он сопереживает, помогая справиться с очевидной проблемой. Говоря иначе, эмпаты способны влиять на эмоции как свои, так и своего собеседника.

Подростковая эмпатия

Как только человек рождается, запускается непрерывный механизм его развития и совершенствования, на который достаточно сильно влияет его семья и окружение. Общение с родителями и своими близкими – это важная часть формирования и развития эмпатии каждого человека.

По сути, подросток не способен самостоятельно зародить в себе и развить данную способность, поскольку ощущает нехватку опыта. Наиболее часто эмпаты подрастают в семье, где ребенку в достаточной степени привили чувство заботы, тепла и любви. Подростковая эмпатия возможна лишь в том случае, когда сами родители способны, или хотя бы стараются, понимать чувства и переживания своего ребенка.

Если подросток переживает нарушение контактов со своими родителями, постоянные конфликты и недоговорки – это может отрицательно повлиять на его психику, заставить замкнуться, отстраниться от людей в целом. По сути, для формирования эмпатии необходима семья, в которой принята атмосфера доверия, общения и взаимопонимания.

В современных исследованиях менеджмента много внимания уделяется такой управленческой компетенции как эмпатия. Ведутся споры, нужна ли эмпатия руководителю, если нужна, то насколько интенсивно она должна проявляться, и в каких именно ситуациях.

Авторитетные издания «кричат» о необходимости эмпатии у руководителя, HR-менеджеры пытаются анализировать и разбираться в определениях, а некоторые руководители абсолютно искренне говорят: – «Я не хочу их (сотрудников) понимать, мне это не интересно, пусть просто хорошо выполняют свою работу!»

А некоторые HR даже жалуются на чрезмерную эмпатичность руководителей: их, мол, сотрудники разжалобят – «накрутят» – а руководители приходят безосновательно требовать блага для своего отдела.

Что такое эмпатия?
Действительно ли она необходима в управлении, или это очередной тренд?

Эмпатию рассматривают как один из аспектов межличностного эмоционального интеллекта. Если обратиться к определению эмпатии, то можем найти следующее:

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. (Психологический словарь)

Пол Экман в своей книге «Психология эмоций» определяет три вида эмпатии :

  • когнитивную – осознание нами того, что чувствует другой человек;
  • эмоциональную – когда мы ощущаем то же, что чувствует другой человек;
  • сострадающую – когда мы хотим помочь другому человеку справиться с ситуацией и его эмоциями.

Что дает развитая эмпатия руководителю?

В первую очередь – понимание эмоционального состояния другого человека. Люди управляемы эмоциями намного сильнее, чем можно себе представить. Вспомним хотя бы то, насколько в некоторые моменты жизни настроение человека влияет на его рабочую эффективность. Понимая чувства своих сотрудников, руководитель может объективно оценивать их эмоциональное состояние, выбирать правильный тон и время для обсуждения проблемных ситуаций, контролировать и регулировать эмоциональную интенсивность своих коммуникаций.

Руководитель с высоко развитой эмпатией понимает людей и считывает атмосферу в команде. Может «войти в положение», проявив в нужный момент сочувствие. Своевременно решает конфликты, прогнозируя эмоциональную совместимость и реакции разных людей на те или иные события. Чувствует потенциал своих людей, их эмоциональную вовлеченность и готовность к разному уровню задач. Эмпатичные руководители эмоционально чувствительны и потому легки в коммуникации. Именно эмпатия руководителя может быть основой той благоприятной атмосферы в команде или того, что принято называть «харизмой руководителя».

Эмоционально же «глухие» руководители рискуют столкнуться с целым рядом проблем. Например, таких как чрезмерный уровень конфликтности в команде, на который руководитель не посчитает нужным реагировать, в надежде, что все само собой образуется. Или же сам сможет стать источником конфликтов. Всем известна особенность команд «дружить против кого-то». Этим «кем-то» вполне может стать неэмпатичный руководитель, не понимающий нужд людей и команды в целом. Руководитель с низкой эмпатией может держаться обособленно, сохраняя только формальные отношения со своими подчиненными, опасаясь доверять людям, делегировать им сложные рабочие задачи – тем самым загоняя себя в постоянные цейтноты. Он может не интересоваться настроениями, потенциалом своих подчиненных и не воспитывать специалистов, которые могут со временем стать его заменой.

Часто руководители, осознающие недостаток эмпатии в своем эмоциональном интеллекте задаются вопросом, как же можно развить эмпатию? Есть целый ряд рекомендаций для ее развития, мы попробуем дать несколько наиболее действенных методов.

Во-первых, важно понимать, что основой эмпатии является самоосознание – только понимая свои эмоции мы можем «узнавать» и отслеживать их у других. Для развития эмпатии нужно тренировать понимание своих эмоций, уровня их интенсивности, своих реакций в различных, как позитивных, так и негативных, ситуациях.

Во-вторых – наблюдать и пытаться понять эмоциональные переживания и реакции людей в различных ситуациях. Но главное – пытаться эмоционально «сонастраиваться» с другими, пытаться почувствовать то, что чувствуют они. Именно это и является основой настоящей эмпатии – глубинное сострадание другим людям.

  • Тема 12. Общая характеристика способностей человека
  • Тема 13. Проблема воли в психологии
  • Тема 14. Общее представление об эмоциях. Виды эмоций.
  • . Эмоции и личность
  • Тема 15. Характеристика перцептивных процессов
  • Общая характеристика восприятия
  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.

    Эмпатия (empathy, англ.) - вчувствование, проникновение.

    Эмпатию можно определить как способность "поставить себя на место другого человека.

    Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

    Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми

    Введением в психологический обиход понятия эмпатии психотерапевты и консультанты, прежде всего, обязаны Карлу Роджерсу. Он выделял три основных условия успешной терапии: искренность (конгруэнтность), безусловное положительное отношение и эмпатию . Вначале К. Роджерс (1959) говорил об эмпатиикак о состоянии : «Быть эмпатичным - значит воспринимать внутреннюю систему координат другого человека, сохраняя точность, эмоциональные компоненты и значения, принадлежащие этому человеку, как будто сам им являешься, но при этом ни в коем случае не забывая об условии „как будто". Таким образом, это означает ощущать боль или радость другого человека так, как он их ощущает, и ощущать их причины так, как ощущает их он, при этом никогда не забывая, что это именно как будто я был ранен, как будто я радовался и тому подобное. Если это „как будто" утрачивается, происходит идентификация».

    Серьезное влияние на К. Роджерса оказал израильский философ Мартин Бубер .«Мир для человека двойственен в соответствии с двойственностью его позиций», - писал М. Бубер. «Позиция человека двойственна в соответствии с двойственностью основных слов, которые он может произносить. Основные слова суть не единичные слова, а словесные пары. Одно основное слово - это пара Я-Ты. Другое основное слово - это пара Я-Оно; причем можно, не меняя этого основного слова, заменить Оно на Он или Она. Тем самым Я человека тоже двойственно. Потому что Я основного слова Я-Ты другое, чем Я основного слова Я-Оно. <...> Основное слово Я-Ты можно сказать только всем своим существом.<...> Кто произносит Ты <...> вступает в отношение. <...> Познавая, человек остается непричастен миру. Потому что знания локализуются в нем, а не между ним и миром. <...> Основное слово Я-Ты утверждает мир отношений. <...> Через Ты человек становится Я».

    Говоря о «Я-Ты»-связях, М. Бубер особо останавливается на ситуациях воспитания и психотерапии. О воспитателе он пишет следующее: «И чтобы его воздействие было целеустремленным и эффективным, он должен каждый раз переживать эту ситуацию, во всех ее аспектах, не только за себя, но и за своего партнера; он должен практиковать род реализации, который я называю охватом . Хотя необходимо, чтобы он побудил к «Я-Ты»-связи и ученика, чтобы тот тоже ощущал и принимал его как конкретную личность, тем не менее своеобразное отношение воспитателя не могло бы существовать, если бы и ученик со своей стороны осуществлял бы охват, т. е. переживал бы за воспитателя его долю в совместной ситуации». «Подлинный психотерапевт, - пишет далее М. Бубер, - как и воспитатель, должен все время находиться не только тут, на своем полюсе биполярного отношения, но и на другом полюсе, - испытывать на себе последствия собственных воздействий. Но опять-таки, специфическое „отношение лечения" кончилось бы в тот момент, когда пациенту пришло бы на ум и удалось бы осуществить со своей стороны охват и пережить событие за врача. Лечить... может лишь тот,кто живет во встрече и все же обособлен ». БуберМ.

    На представления К. Роджерса также оказали влияние работы Юджина Гендлина (Gendlin, 1962) и его концепция процесса непосредственного переживания в чувствах и ощущениях («"experiencing»). В 1960-1970-х годах в рамках исследовательской программы Чикагского университета Ю. Гендлин со своими сотрудниками, исследуя различные формы терапии от классических до новейших,он искал ответ на вопрос: почему психотерапия не всегда эффективна? Он пришел к выводу, что дело не в том, что какая-либо психотерапевтическая техника лучше или хуже другой. Важным оказалось не то, что рассказывали пациенты, а то, как они это делали. «Успешные» пациенты были более способны к восприятию и отражению определенных внутренних изменений.

    Согласно взглядам Ю. Гендлина, в человеческом организме постоянно течет поток ощущений и переживаний, к которому человек может обращаться снова и снова как к точке отсчета, чтобы обнаружить смысл этих ощущений. Ю. Гендлин называл это «ощущаемым смыслом» («felt sense») .

    К. Рождерс (1980) приводит следующую иллюстрацию этой идеи . Во время консультативной сессии мужчина говорит о своем отце в неопределенно отрицательных тонах. Консультант замечает: «Это звучит так, как будто вы злы на своего отца». Мужчина отвечает: «Нет, я так не думаю». «Может быть, вы недовольны им?» «Ну, может быть», - отвечает мужчина с некоторым сомнением в голосе. «Может быть, вы разочарованы в нем?» Мужчина сразу отвечает: «Именно! Я разочарован потому, что он не сильный человек. Мне кажется, я всю жизнь был разочарован в нем, с тех пор, как был еще ребенком».

    В этом примере «злость» совсем не соответствовала внутреннему ощущению смысла, «недовольство» было ближе, но тоже не вполне соответствующим термином, а «разочарование» абсолютно точно совпало с внутренними переживаниями.

    Эти концептуальные находки позволили К. Роджерсу (1980) отказаться от понятия «состояние эмпатии» и говорить об змпатии как о процессе .« Процесс эмпатии предполагает проникновение в личный мир восприятия другого и переживание его как своего. Он означает быть чувствительным мгновение за мгновением к изменениям переживаемых смыслов, протекающих в другом человеке, к страху или ярости, или нежности, или замешательству, или чему-то еще, что он может испытывать .

    Он значит на время войти в мир другого и, продвигаясь в нем с осторожностью, не судить его. Это значит ощущать смыслы, которые он или она едва улавливает, но не стараться вскрыть те чувства, которые остаются для него полностью бессознательными, чтобы слишком не испугать его. Это предполагает делиться с ним (с нею) тем, как вашему свежему и неиспуганному взгляду представляется этот мир и те его составляющие, которых он или она так боится. Это означает время от времени сверять с этим человеком точность вашего ощущения и следовать за теми откликами, которые вы от него получаете. Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности, для того чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что вы откладываете в сторону собственное Я. Но это может быть доступно только человеку, который чувствует себя настолько уверенно, что не боится заблудиться в чужом мире, могущим оказаться достаточно неожиданным и хаотичным, и, когда понадобится, целым и невредимым вернуться в собственный мир….. Возможно, что это определение объясняет, что эмпатия -это сложный способ бытия, требующий от человека силы и одновременно нежности и чувствительности».

    Проведенные в 1950-1970-е годы многочисленные сравнительные исследования позволили К. Роджерсу утверждать:

      «Идеальный» терапевт/консультант, прежде всего, эмпатичен . На этом сходятся терапевты самых различных школ и ориентации.

      Уровень эмпатии положительно коррелирует с успешностью терапевтического процесса .

      По степени развития эмпатии можно прогнозировать успешность терапии или консультирования.

      Эмпатическое понимание предоставляется терапевтом или консультантом свободно . Его не нужно вытягивать из него или из нее. И поэтому уровень эмпатии в терапевтических отношениях можно определять, исследуя только высказывания терапевта, не зная высказываний клиента.

      Уровень эмпатии зависит от опыта терапевта или консультанта : чем более терапевт или консультант опытен, тем выше уровень эмпатии.

      Чем более интегрирован терапевт, тем выше уровень эмпатии , предоставляемой им.

      Интеллектуальные и диагностические способности специалиста никак не коррелируют с уровнем эмпатии.

      Эмпатии можно научиться от эмпатичного человека . Более того, можно утверждать, что с этим качеством не рождаются, но оно приобретается через эмпатические взаимоотношения с другим.

    Феномен «спасательства» и его проявления. Характеристика драматического треугольника Карпмана: Спасатель, Преследователь, Жертва. Стереотипы спасательства. Избегание спасательства по К. Стейнеру.

    Стереотипы спасательства:

    1. Чувство, что вы должны исправить чувства другого человека или решить его проблему.

    2. Желание облегчить его задачу.

    3. Страх ответной реакции и попытка заставить другого человека чувствовать себя лучше (т.е. избегание интенсивности переживаний или конфликта).

    4. Вы думаете, что должны убедить человека сделать правильный выбор.

    5. Чувство вины за действие другого человека.

    6. Быстро переключаетесь на решение проблемы, что бы обуздать неприемлемую для вас интенсивность.

    Избегание спасательства по К Стейнеру:

    1. Не помогайте без конракта.

    2. Никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания).

    3. Помогайте людям, которые чувствуют себя беспомощными, обратиться, воспользоваться той силой, которая у них есть.

    4. Не берите на себя более 50% работы, требуйте, что бы клиент взял на себя хотя бы 50 %.

    5. Не делайте ничего, чего Вы в действительности не хотите делать.

    спасатель

    преследователь жертва

    Спасатель – помогает, когда его не просят, чувствует вину, когда не может помочь, дает жертве разрешение на неудачу, смягчает последствия для жертвы, часто делает ее работу.

    Преследователь – «Ты в этом виноват», регидный, критикующий, обвиняющий, неоправданно жестокий, держится в стороне.

    Жертва – «Бедный, я бедный», стыдящийся, бессильный, беспомощный, нуждается в спасательстве.

    Спасательство

    Схема «Драмашческий треугольник» была предложена Стефаном Карпманом. Развивая идеи Берна, Карпман показал, что все многообразие ролей, лежащее в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным - Спасателя, Преследователя и Жертвы, Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену и блестяще иллюстрирует то, как двигаясь по этому заколдованному кругу, люди попадают в ловушку вечной игры.

    Жизнь можно проживать подлинно и спонтанно, а можно превратить её спектакль, где всё будет «как будто», хотя, может быть, и очень похоже на реальную жизнь, Три драматические роли этой игры - Спасатель, Преследователь и Жертва - являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей, Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли. Пожалуй, нигде эти роли не проявляются так ярко, как в ситуациях, связанных с алкоголизмом.


    Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Наверняка, как и любой нормальный человек, вы испытываете исключительно положительные эмоции, когда осознаёте, что вас понимает тот, с кем вы общаетесь; когда он сопереживает вам, тем самым оказывая так необходимую иногда всем нам эмоциональную и психологическую поддержку. В мы уже касались подобной темы, но тогда мы говорили о том, как научиться проявлять эмпатию в себе. Сейчас же мы поговорим о другой стороне этого вопроса – о том, как пробудить эмпатию в других людях.

    Для начала не будет лишним вспомнить, что эмпатией называется способность человека понимать чувства другого и его готовность оказать ему эмоциональную поддержку. Т.е. его способность поставить себя, например, на место собеседника, сопереживать ему, воспринимать его внутреннее состояние в той же самой степени, в какой это делает и он, сохраняя все смысловые и эмоциональные особенности.

    Интересно то, что эмпатия не связана с эмоциональностью. Так, например, существуют люди, вовсе не эмоциональные, но с ярко выраженной способностью к эмпатии. Однако развитие эмпатии непосредственно влияет на развитие у человека эмоциональности, т.к. она способствует интенсивным эмоциональным и чувственным переживаниям.

    Если посмотреть на этот вопрос с чисто психологической точки зрения, то способность людей к эмпатии считается вполне нормальным явлением. Есть даже особые методики, при помощи которых у людей выявляются способности к эмпатии, а также её уровни и особенности. Спектр проявления эмпатии охватывает достаточно большую область. Это может быть как лишь кратковременный эмоциональный всплеск, так и глубокое погружение во внутренний мир и переживания другого человека. Специалисты склоняются к тому, что эмпатия осуществляется посредством эмоционального восприятия практически незаметных проявлений состояний других людей, таких как жесты, особенности речи, мимические реакции, действия и т.д. Кроме того, исследователи отмечают, что эмпатирующие люди полностью осознают, что испытываемые ими переживания представляют собой отражение чувств тех, с кем они взаимодействуют. В противном случае, это уже является не эмпатией, а самоиндентификацией, т.к. именно осознание человеком своих чувств как отражения чувств другого является качественным показателем эмпатии.

    Не будет лишним заметить, что в фантастической литературе способность людей эмпатировать нередко приравнивается к экстрасенсорной способности, которая не доступна большинству людей. Но такой вид эмпатии нужно сравнивать скорее с эмоциональной телепатией, т.к. благодаря ей один человек способен воспринимать внутренние переживания другого даже без непосредственного контакта с ним, «передавать» ему свои состояния на расстоянии и делать многие другие удивительные вещи. Но данная форма эмпатии до сих пор не была подтверждена научно.

    В выделяется два вида эмпатии – это когнитивная и эмоциональная эмпатия. Когнитивная подразумевает под собой процесс логического определения и понимания состояния человека. Эмоциональная, в свою очередь, осуществляется на чувственном уровне, и является очень глубокой. Переживать глубокую эмпатию может далеко не каждый человек. Но именно благодаря ей между людьми может возникнуть крепкая незримая связь, полное взаимопонимание и душевная близость. Но то, насколько глубока будет эмпатия между людьми, зависит, в первую очередь, от того уровня эмпатии, которым обладает каждый из них. И чтобы научиться проявлять эмпатию в другом человеке, нужно, главным образом, определить его уровень.

    Всего существует три уровня. Первый уровень является самым низким. Люди с первым уровнем эмпатии, чаще всего, эгоцентричны, озабочены исключительно своими мыслями и чувствами, состояния окружающих их практически не волнуют. Второй уровень – средний, и присущ большинству людей. Люди со вторым уровнем сконцентрированы не только на себе, а периодически обращают внимание на мысли и переживания окружающих. Третий уровень – наивысший. Люди с третьим уровнем встречаются довольно редко. Они практически всегда воспринимают переживания других, глубоко их понимают, в силу чего могут давать самые эффективные рекомендации. Про таких людей говорят, что они знают других лучше, чем они сами. Нередко они становятся отличными психологами или переходят из категории малознакомых в категорию самых близких.

    Определив уровень эмпатии, к которому относится человек, вы уже можете выстраивать дальнейшую стратегию по пробуждению в нём этой способности. Лучше всего делать это целенаправленно, заранее вместе поставив с ним цель по пробуждению эмпатии, т.к. осуществить это, независимо от самого человека, представляется трудно выполнимым, ведь он должен принимать в этом процессе непосредственное участие. Далее мы приведём несколько наиболее эффективных рекомендаций, позволяющих развить эмпатию.

    1. Для развития эмпатии у другого человека необходимо развивать познавательно-когнитивную сферу его личности, т.е. развивать такие психические процессы как речь, мышление, память, восприятие, внимание, воображение, представление, ощущение и т.д. Для этого прекрасно подходят такие методики как различные тесты, игры и тренинги.
    2. Чтобы пробудить в другом человеке способность к эмпатии рекомендуется применять методики, при помощи которых можно помочь человеку расширить и осознать свой эмоционально чувственный опыт. К ним относятся методики по воспроизведению у человека определённых эмоциональных состояний и ощущений, а также их стимулированию. Опять же, это специальные упражнения и игры.

    В качестве примеров игр, соответствующих этим двум пунктам, можно привести такие как:

    • «Определение состояния» — человек читает фрагменты текстов или смотрит на различные изображения и пытается определить и описать психическое и эмоциональное состояние человека, писавшего текст или представленного на изображении.
    • «Глаза и взгляд» — человек следит за изменением выражения глаз другого и пытается дать точное определение его эмоционального состояния. Также можно дать ему задание зафиксировать в своём невербальном поведении любые изменения своего собственного состояния.
    • «Жесты и поза» — человек, аналогично предыдущим упражнениям, наблюдает за жестами и позами живых или представленных на изображениях людей и старается описать их состояния. Похожее упражнение – «Звуки голоса».
    • «Свободный танец» — человек пытается погрузиться во внутренний мир другого, наблюдая за его движениями. Очень удобно использовать немое кино, видеозаписи балета, мимов и различных видов танцев.
    • «Фотография» — изучая внешность изображённых на фото людей, человек должен определить не только их эмоциональное и психическое состояние, но и попробовать описать их образ жизни, события, которые они пережили и т.п.
    • «Подарки» — человек вспоминает наиболее запомнившиеся ему подарки и старается вернуться в те ощущения, которые он испытывал, когда их получал, своё окружение на тот момент, жизненные ситуации и прочее.
    • «Тренировка эмоций» — человеку даётся задание изобразить какую-либо эмоцию или войти в определённый образ.
    • «Глаза в глаза» — один человек встаёт напротив другого. Оба смотрят друг другу в глаза и пытаются передать через взгляд самые разные эмоциональные состояния.
    • Другие упражнения: «Перевоплощение», «Сопереживание», «Я глазами других», «Как смеются люди», «Ассоциации» и т.д.
    1. Для активизации у другого человека эмпатии также можно использовать различные методы по развитию гуманитарного аспекта его личности. Для этого применяются разнообразные тесты по определению ценностей, черт характера, способностей к общению, творческого потенциала, воображения и т.п.
    2. Развитию эмпатии отлично способствует процесс художественного познания, т.е. чтение интересных книг, рисование, эмпатическое слушание, практика , прослушивание музыки и другие способы, при помощи которых можно оказать воздействие на внутренний мир человека.

    Подводя итог, хочется сказать, что развивать способность к эмпатии, по большому счёту, необходимо всем и каждому. Это поможет нам точнее понимать, определять ход мыслей и лучше воспринимать других. Благодаря эмпатии становится возможным находить общий язык даже с самыми, кажущимися, на первый взгляд, неподходящими для этого людьми, заводить новых друзей, достигать больших успехов, вносить в свою жизнь новизну и способствовать благоприятным переменам.

    Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии и делитесь своими мнениями по поводу прочитанной статьи. Мы всегда признательны вам за это!

    Ниже мы предлагаем вашему вниманию несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить уровень своей эмпатии, основываясь на материале данной статьи.

    А) Подвержен ли я влиянию эмоциональных состояний других людей?

    Б) Активно и я сопереживаю героям кинофильмов и книг?

    В) Влияет ли на моё поведение отношение ко мне окружающих?

    Г) Легко ли я вхожу в доверие к людям?

    Д) Насколько легко я могу представить себя на месте другого?

    Е) Есть ли у меня способность к точному подражанию кому-либо?

    Ж) Часто ли я понимаю людей без слов?



    © 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний